УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ: «ОПИСАНИЕ ПАРКА»
Григорьева Лидия Петровна27/3/2010 22:15:05
Автор: Григорьева Лидия Петровна
-
УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ: «ОПИСАНИЕ ПАРКА»
-
Задачи урока: Комплексный анализ текста-образца К.Паустовского. Подготовка к сочинению «Парки Кингисеппа».
-
Цели урока:
-
1.Формирование умения определять тему, идею, типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений.
-
2. Формирование умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-обрразца.
-
3. Патриотическое воспитание учащихся.
-
За окном последний день октября. В нашей гимназии по давно сложившейся традиции октябрь мы связываем с именем А.С.Пушкина. 19 октября состоялась поездка учеников гимназии по пушкинским местам. Ребята побывали в Михайловском, Тригорском и Петровском парках. Сегодня они поделятся с вами своими впечатлениями и проведут заочную экскурсию.
-
Наша задача не только послушать их рассказ, но и совершенствовать наши умения анализировать текст и создавать свой.
-
Вам сегодня поможет рабочая памятка к уроку по развитию речи.
-
Пока ребята нам рассказывают, вы слушаете и записываете в тетрадь темы их выступлений.
-
I.Презентация. Экскурсия.
-
1) описание Михайловского парка;
-
2) описание Тригорского парка;
-
3) описание Петровского парка.
-
Работа в группах: Каким вы представляете парк по рассказам ребят? Запишите коротко в тетрадях (обращаемся к памятке).
-
I группа – Михайловский парк;
-
I I группа – Тригорский парк;
-
I I I группа – Петровский парк.
-
Вывод. Каждый парк имеет свое лицо: Михайловский – молчаливый, угрюмый;
-
Тригорский – солнечный, веселый; Петровский – черен и глух.
-
II. Знакомство с текстом К.Паустовского.
-
Каким увидел парк писатель?
-
1) Познакомьтесь с текстом. Приготовьтесь слушать текст.
-
2) Выразительное чтение.
-
III. Анализ текста.
-
1) Определите тему, стиль, тип речи.
-
(тема – описание парков; стиль – художественный (очерк); тип речи – описание).
-
Микротемы:
-
1) Тригорский парк;
-
3) Михайловский парк;
-
4) Петровский парк.
-
Как эти микротемы связаны между собой? (параллельной связью)
-
Определите способы связи предложений в каждой микротеме. Какой тип связи преобладает? (Работаем в группах).
-
I. – параллельный способ связи;
-
II. – параллельный способ связи;
-
III. – параллельный способ связи.
-
Вывод. Мы убедились: стиль – художественный. Между собой эти микротемы – самостоятельные миниатюры – параллельно связаны. Все элементы текста создают стилевую стройность и красоту.
-
Для чего так подробно говорим об этом? – Мы познаем красоту речи и учимся у мастера слова К.Паустовского. Он замечательный стилист.
-
2) Работа с лексикой.
-
Итак, каким видит парк К.Паустовский? Давайте выпишем выразительные словосочетания о каждом парке (работа в группах)
-
Обратитесь за помощью к памятке. Толковый словарь поможет объяснить трудные слова.
-
Михайловский парк
-
приют отшельников,ели вековые; парк угрюм, молчалив; величественные столетние пустынные леса; сумрачный парк; пруд с тихой водой; домик няни мал и трогателен (см. словарь эмоций: умиление – нежное, теплое чувство); синее озеро; наше вековечное скромное небо (небо средней полосы России, не южное); уснувшие облака.
-
Отшельник – человек, чуждающийся всех, живущий уединенно.
-
Тригорский парк
-
пропитан солнцем; золотые пятна света; веселая трава; парк; погруженный в летний дым; глубина таинственная и нереальная.
-
Петровский парк
-
парк черен, зарос лопухами, крапива глушит, входишь как в погреб; стонет от гомона лягушек; темные деревья; хриплые галки; стреноженные лошади.
-
Стреножить – связывать путами передник ноги с одной задней или только передние.
-
Послушаем, какие ключевые слова вы нашли для описания Тригорского, Михайловского, Петровского парков.
-
Вывод: Мы снова видим: каждый парк имеет свое лицо.
-
Михайловский - угрюм, молчалив, все спит: и леса, и вода, и облака. Как раз этот парк создан для одиночества и размышлений.
-
Тригорский – веселый, солнечный. Стиль этой микротемы соотносится со стихами Пушкина:
-
Но и в дали, в краю чужом,
-
Я буду мыслию всегдашней
-
Бродить Тригорского кругом,
-
В лугах, у речки, над холмом,
-
В саду, под сенью лип домашних.
-
Петровский: давайте обратим внимание на лексику этой микротемы (цвет черен, темные деревья и т.д.).
-
Вывод: Паустовский показал нам удивительные образы, точные, яркие детали. Мы словно видим созданные словом картины, нас трогают чувства автора, пережитые им и как бы переданные нам.
-
3) Синтаксические конструкции.
-
Теперь проанализируем синтаксические конструкции текста. Сколько в нем интересных оборотов, сложных предложений. Благодаря этому более точно выражена в нем глубокая мысль, звучит и печальная, и веселая музыка парков.
-
IV.Домашнее задание.
-
Надеюсь, что работа над текстом К.Паустовского поможет вам создать свой текст. Старайтесь использовать те приемы, о которых сегодня говорили.
-
Я хочу вас спросить: сколько парков в Кингисеппе?
-
Согласитесь, что они тоже разные.
-
1) Какой парк самый оживленный, веселый? – Романовка.
-
2) Чем интересен Летний сад? Это пруд, собор, смотрящий в воду, плакучие ивы, крутой берег Луги. Согласитесь, этот парк, конечно, не приют отшельников, но к философским размышлениям располагает.
-
3) Роща Пятисот – торжественно-ритуальный парк. Он создает особое настроение. Это наша история, память, поклонение погибшим.
-
Я вам предлагаю создать свой текст о каком-либо из этих парков. Хорошо бы, чтобы вы нашли фотографии парков, сходили бы на экскурсию еще раз.
File: articles_652_samoanaliz.doc File: articles_652_zaochnayae.doc