ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ: Стилистическая роль определений
Григорьева Лидия Петровна27/3/2010 21:40:47
Автор: Григорьева Лидия Петровна
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ: Стилистическая роль определений
-
Цель урока:
-
1. Повторить стили речи;
-
2. Работать над изобразительно-выразительными средствами языка;
-
3. Подготовка к сочинению-миниатюре.
-
Оборудование: раздаточный материал с текстами разных стилей речи, картина Левитана «Золотая осень», интерактивная доска.
-
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…
-
Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием,
-
в умелых руках оно в состоянии совершить чудеса!
-
И.С. Тургенев.
-
Русский язык богат, образен и точен.
-
К.Паустовский.
-
Ход урока.
-
I. Организационный момент.
-
II. Повторение.
-
На прошлом уроке мы с вами рассматривали согласованные и несогласованные определения.
-
Сегодня у нас урок по развитию речи. Мы должны понаблюдать и сделать выводы, какую роль определения играют в текстах разных стилей?
-
1. Назовите известные стили речи.
-
(Книжный стиль: научный, деловой, публицистический; разговорный, художественный стиль).
-
2. Как вы думаете, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения? (В каждом)
-
3. Одинакова ли их роль в художественном, публицистическом, в научном и деловом стилях?
-
Посмотрим на примерах.
-
III. Работа с текстами.
-
- Анализ текста №1 (см. приложение «Докладная записка»)
-
Задание: 1) выписать из этого текста словосочетания: прилагательное + существительное;
-
(1. современного оборудования (временное значение); 2. новейших программ (время и качество); 3. компьютерных программ (назначение предмета); 4. с последними нормативами (временное значение); 5) лазерного принтера (характеристика предмета); 6) мультимедийного компьютера (характеристика предмета).
-
2) определить стиль текста, признаки стиля, значения прилагательных-определений.
-
Этот текст делового стиля. Здесь точно, официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается докладная записка.
-
Проверка: Посмотрите на интерактивную доску, сравните ответы. Поставьте оценку за первое задание.
-
Обратите внимание, это образец делового стиля. Посмотрите еще раз, как оформляется докладная записка.
-
- Анализ текста №2 (см. приложение «Вода – прочное вещество.»).
-
Текст на интерактивной доске. Работа в группах.
-
1) Какой это стиль?
-
Это научный стиль. Очень точно передается информация для сообщения знаний.
-
2) Какова роль прилагательных в этом стиле?
-
Определения указывают на точные отличительные признаки предмета.
-
- Анализ текста №3 (см. эпиграф урока).
-
Прочтите выразительно эпиграф урока, слова двух русских писателей К.Паустовского и И.С.Тургенева.
-
1)Как вы думаете, это примеры какого стиля?
-
Это призывы писателей с целью воздействия на читателей, слушателей.
-
2)Что обозначают определения?
-
Определения – оценка назначения предметов.
-
- Анализ текста №4.
-
Работа в группах. Текст на интерактивной доске:
-
«Не сияет на небе солнце красное,
-
не любуются им тучки синие…
-
То за трапезой сидит
-
во златом венце,
-
Сидит грозный царь
-
Иван Васильевич»
-
1) Какой здесь стиль?
-
Художественный стиль – образец словесного искусства, система художественных образов.
-
2) Какую роль играют определения?
-
Оценивающее, красочное определение – эпитет.Чаще всего выражено полными прилагательными.
-
В произведениях устного народного творчества - постоянные эпитеты.
-
На доске – существительные, подобрать постоянные эпитеты.
-
Способ проверки: сравните свои примеры с примерами, размещенными на интерактивной доске.
-
солнце красное;
-
тучки синие;
-
ветры буйные, осенние;
-
месяц светлый, ясный;
-
звезды ясные, светлые, частые, небесные;
-
поле чистое, широкое;
-
степи широкие, раздольные, вольные;
-
горы высокие, крутые;
-
трава зеленая.
-
Интересно, что в произведениях, написанных в духе народного творчества, море всегда синее, даже если изображается буря. Посмотрите как описывает стихию А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
-
Почернело синее море;
-
Вот идет он к синему морю,
-
Видит, на море - черная буря.
-
IV. Работа с картиной Левитана «Золотая Осень» (Картина вывешивается за неделю до урока).
-
Рассматривание картины и эмоциональное восприятие. Задание по группам:
-
Какие определения к слову «осень» вы видите на картине? Записать в тетрадь.
-
1-я группа: о характере погоды; о небе.
-
(ненастная, туманная, дождливая, солнечная, воздух чище, холоднее; небо, похожее на тонкий лед)
-
2-я группа: о листве, о траве, об окраске ее, о нарядности.
-
(цветная; рощи сквозные; робкое золото)
-
3-я группа: о времени наступления осени.
-
(первоначальная, запоздалая, поздняя)
-
4-я группа: о впечатлении от осени, об оценке осени.
-
(чудесная, грустная, безрадостная; осень «очей очарованье», печальная, «печаль прощальных дней».
-
V. Домашнее задание.
-
Написать сочинение-миниатюру об осени по выбору:
-
1) по картине Левитана;
-
2) по своим наблюдениям.
-
При выполнении домашнего задания можете использовать рабочий материал в тетрадях.
-
Постарайтесь использовать эпитеты. «Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, подчеркивает индивидуальный признак предмета или явления".