Урок развития речи в 5 классе: Основные признаки текста. Тема и идея. План текста.
Григорьева Лидия Петровна27/3/2010 21:18:07
Автор: Григорьева Лидия Петровна
-
Урок развития речи в 5 классе
-
Тема: Основные признаки текста. Тема и идея. План текста.
-
Цель:
-
1) Добиваться понимания основных признаков текста и формировать умение аргументировано доказывать их наличие при анализе текста;
-
2) совершенствовать умение определять тему и идею текста;
-
3) совершенствовать умение составлять план текста.
-
Ход урока.
-
I. Начало урока. Приветствие гостей.
-
II. Новая тема и повторение материала, изученного в начальной школе. Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.
-
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
-
Так сложилась наука о тексте.
-
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
-
Наша задача на уроке – вспомнить основные особенности (признаки) текста, выяснить чем текст отличается от предложения. Вот об этом и будем говорить.
-
Поставленную задачу будем решать таким образом: 3 ученика получают индивидуальные задания (определить, где текст), а все остальные будем работать с материалом на доске.
-
Задание:
-
1) Какая из записей представляет собой текст? Докажите свое мнение.
-
Почему нельзя назвать текстом другую запись?
-
(Еж - колючий зверек. Ёж с жадностью пил момлоко. Наступила осень. Все ребята пришли учиться в школу. )
-
Это предложения. Они не объединены общей мыслью.
-
Текст: предложения объединены общей мыслью: рассказывается о еже, о его повадках.
-
2) Лингвистический эксперимент: прочитайте начало текста, переставьте местами первое и второе предложение.
-
Вывод: предложения в тексте расположены в определенном порядке и связаны языковыми средствами.
-
(ёж – он; заметил – заметил;__?_)
-
На экране – слайд: «Признаки предложения».
-
3) Проверка и индивидуальных заданий (если нужно – вернуться к памятке).
-
4) Анализ текста. Стр.204-упр.548.
-
Этот текст очень интересный. Он о пингвинах. Я хочу показать один фрагмент.
-
1) Выразительное чтение (инд.подгот.задание)
-
2) Это текст. Предложения объединены общей 1) темой «Как пингвины гнезда строят». Раскрывают определенную 2) идею «Крикливые строители». 3) определенный порядок предложений (эксперимент). 4) грамматически связаны (пингвины – они, пинг – пинг ?). 5) Законченность.
-
Задание.
-
1) Разделить текст на части.
-
(Общая тема – «Как пингвины гнезда строят». Так как же? Сколько микротем? – 5.
-
2) Читаем микротемы. Обсуждаем.
-
3) Самостоятельная работа: озаглавить текст; (в заголовке может быть отражена тема, а может быть - идея ).
-
4) Озаглавить каждую микротему, записать план. Сколько пунктов плана будет? – 5.
-
План. (Проект на экране. Можно сравнить со своим. )
-
1. Почему пингвины идут с пляжа молча?
-
2. Борьба за камушек.
-
3. Зачем пингвинам камушки?
-
4. Пингвины – сторожа.
-
5. Почему пингвины кричат и деруться?
-
Вывод: План имеет большое значение.
-
В плане отражается расположение частей текста, их последовательность (При изложении, если есть план, вы не допустите логических ошибок, не пропустите ни одной микротемы. Составление плана текста помогает усвоить его содержание и последовательность развития основной мысли (идеи) высказывания.
-
(При написании сочинения план помогает не отступать от темы).
-
III. Вывод по уроку. Как вы думаете, справились ли мы с поставленной задачей?
-
Д/З (на выбор): 1) сост. План к теор. Правилу & 8 стр.32-33.
-
2) У.512 (сочинение-миниатюра по рисунку, по видео)