ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Апробация стандартов второго поколения в Ленинградской области: первые итоги и размышления

Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
6/2/2009 10:26:42
Автор: Г.Е. Гун

Автор:
Г.Е. Гун, заслуженный врач РФ, профессор, доктор медицинских наук,
заведующий кафедрой социального здоровья школьников
Ленинградского областного института развития образования

Рассматривая этап скрининг-оценки условий обучения в образовательных учреждениях Ленинградской области, можно с уверенностью сказать, что поднимаемая проблема крайне актуальна. Оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений, создание условий пребывания ребенка в школе это те важнейшие вопросы, на которые крайне мало обращали внимание в педагогической среде. Наверное, на это были и объективные причины: хроническое недофинансирование школ в последние годы. Проектирование и строительство школ, которые в своем большинстве не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и правилам. Все это нашло подтверждение в ходе апробации в нашей области. В целом предложенные для апробации анкеты составлены грамотно и логично и были использованы нами в школах. Мы не пытались их корректировать, но считаем своим долгом, высказать нашу точку зрения. В анкете (таблица 15) для школьников прослеживается, на наш взгляд, некоторая некорректность. Вопрос: курят ли у тебя дома и курит ли твой лучший друг? Также п.10, 15,16-20. Эти вопросы ориентированы на поведение ребенка в ситуациях наркогенного заражения. Поскольку, схемы поведения в ситуациях наркогенного заражения выполняют второстепенную функцию, то без осознания ребенком личной ценности здоровья они оказываются бесполезными. Следовательно, анкетирование должно нести в себе альтернативу поведения, зависимого от психоактивных веществ. Они должны носить позитивную альтернативу и не идти в противоречие и в разрез с действующим законодательством: семейный кодекс ст. 63 «права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей п.3. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, и несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Необходимо напомнить, что уровень нравственного развития личности (по А. Колбергу) ребенка в возрасте 7-12 лет, на который рассчитана данная анкета, соответствует конвенциальному уровню - заключению негласного свода соглашений (конвенции) о правилах должного реагирования и поведения между взрослыми и ребенком. Это проявляется во внешних нормах поведения анализируемых в анкете и вступает в противоречие с чувством стыда ребенка, к которому мы его вынуждаем своими вопросами (формирование стыда за своих близких). В анкетах имеется противоречивая информация, которую за столь короткий срок было сложно проанализировать. Необходимо всем нам помнить, что для ребенка очень важно, как воспринимает его самое близкое окружение. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной. Мы не исключаем, что в увеличивающемся числе детей с отклоняющимися формами поведения виноваты мы взрослые. Ребенок живет миром подобия, и мы, в большинстве случаев, им демонстрируем не лучшие образцы своего поведения. Отклоняющееся поведение – как результат стихийной социализации, и мы своими действиями порождаем факторы вызывающие, поддерживающие, провоцирующие отклоняющееся поведение. Проблема социализации детей обусловлена семейной ситуацией. Разрабатывая стандарты второго поколения необходимо законодательно определить социально-правовую поддержку детей в неблагополучных семьях, которых с каждым годом становится все больше и больше. И не надо закрывать на это глаза. На наш взгляд, необходимо скорректировать анкеты.

Что касается оценки сформированности здорового образа жизни, то важным, на наш взгляд, являются вопросы по режиму, двигательной активности, умению работать и отдыхать, т.е. затраты времени на бытовую деятельность, рекреационную деятельность, направленную на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой, социолизаторскую деятельность в семье (уход за животными, престарелыми и т.д.), формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; медико-социальная активность (отношение к здоровью, установка на здоровый образ жизни, хотя они имеются в предложенной анкете, но должны быть сгруппированы по направлениям).

Наши предложения вопросов. Понимает ли ребенок значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе? Знает и понимает он правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.? Знает он основные правила рационального питания с учетом возраста? Понимает он значение двигательной активности для развития здорового организма, умеет удовлетворить свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня? Знает и выполняет он правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других? Знает основные природные факторы, укрепляющие здоровье и правила их использования? Умеет составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение? Знает, как охранять свое здоровье от простудных и некоторых инфекционных заболеваний, что сделать при их возникновении? Знает, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления? Знает, особенности своего физического и психического развития, характер памяти, внимания для их совершенствования и коррекции? Сформировано ли у него знание и желание заботиться о своем здоровье? Эти вопросы обеспечат ребенку мотивацию к здоровому образу жизни и помогут восполнить то, чего он еще не добился. Эти вопросы будут содействовать эффективному решению оздоровительных задач воспитания ребенка не только родителями, но и педагогами. Анализирую нынешнюю ситуацию, можно с уверенностью сказать, что уровень культуры здоровья у современных педагогов желает оставлять лучшего. И если мы ставим перед собой задачу формирования культуры, то культура здоровья должна занять там достойное место. Эти и другие вопросы и будут служить теми факторами риска для здоровья, которые необходимо минимизировать. Это необходимо делать из нашего видения проблем здоровья. Нами здоровье рассматривается как главная ориентация или характеристика жизни социально зрелого человека, обладающего положительными психофизиологическим потенциалом, способного стать профессионалом своего дела, создать здоровую семью и установить позитивные связи с различными социальными группами и государственными институтами. Это начало того большого пути, который должен пройти ребенок. И наша общая задача формировать у ребенка позитивные установки. В настоящее время для решения вопросов здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении упускается один из важных моментов – школьные факторы риска. Мы все это понимаем, но скромно обходим эти вопросы. Мы, в Ленинградской области, много уделяем внимания этому вопросу при работе со слушателями наших курсов. Наше глубокое убеждение, что начинать всю работу надо с устранения причин, порождающих многие проблемы, которые сегодня существуют в школе. Но педагогическая общественность скромно об этом умалчивает. Проводимое нами анкетирование различных специалистов системы образования, убеждает нас насколько сегодняшний учитель не видит взаимосвязь между формами и методами его работы и заболеваниями, которые возникают, как следствие его деятельности (нанесение непреднамеренного ущерба здоровья детям и себе в том числе). Мы солидаризируемся с М. Безруких, Н.Смирновым, в том, что выйти на результаты здоровья обучающихся, можно только тогда, когда мы устраним или минимизируем школьные факторы риска. В своем аналитическом отчете мы сгруппировали большинство школьных факторов риска и считаем, что это то первостепенное дерево проблем, над устранением которых должны работать образовательные учреждения. Забота о здоровье в ОУ должна идти не наращиванием медицинской инфраструктуры, хотя это модно и полезно, но это не первоочередные мероприятия школы, и многие школы здоровья используют именно это направление.

Направлять усилия на восстановление здоровья детей, а по сути на их лечение – это функции системы здравоохранения, которая к сожалению, с ними не справляется, а школа может ими заниматься лишь после того, как обеспечит защиту здоровья обучающихся от воздействия патогенных факторов образовательной среды, то есть создаст условия гарантирующие всем участникам образовательного процесса от потери собственного здоровья в обмен на получение знаний, воспитания, гармоничного развития ребенка и педагога от профессиональной деформации. А уж если, после решения этих задач, хватит сил и средств, можно, совместно с медиками и психологами, все активнее заниматься восстановлением здоровья обучающихся. В последние время большинство ученых стали высказываться о необходимости сохранения и укрепления здоровья учителя, входящего в десятку профессий риска по эмоциональным нагрузкам. И мы обязаны мотивировать учителя, который многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми. Для этого необходимо всего ничего, повысить социальный статус педагога, поставить его в ранг государственного служащего с определением его компетенций. Важнейшим, на наш взгляд, является организация внеурочной работы в школе. И здесь важная роль отводиться организации питания. Согласно СанПиНу 2003 года проблеме правильного питания отводится скромное место (среди школьных недугов органы пищеварения входят в первую тройку). Возраст с 7до 17 лет полным ходом идет рост организма, повышается нагрузка на психоэмоциональную сферу. Именно в этот период взросления ребенок учится осмысленно соблюдать режим питания, чтобы выработать привычку, которая пригодится в последующей жизни. Увы, горячий завтрак предлагается детям только в начальной школе и занимает не час, а лишь 20 минут, а остальные либо за плату, либо перекусывают на первой большой перемене булочкой с чаем.

Еще хуже обстоят дела с горячим обедом. Таким образом, «всерьез» ученики обедают лишь после 14 часов, дома, а в старших классах, с учетом дополнительных занятий, - и того позже. Такой противоестественный, рваный режим питания во многом и обеспечивает заболевания желудочно кишечного тракта. Варианты длинного обеда, используемые в разных странах за которыми следят освобожденные воспитатели (Англия, 2-х часовая сиеста, Испания - включающая даже домашний сон) не про наших детей и они медленно, но верно зарабатывают себе гастродуодениты, язвы и энурезы, присоединяя нервные перегрузки к безобразному режиму питания. Что это: оплошность, недоразумение? Корни этой - и не только этой!- школьной проблемы кроются в поурочной модели оплаты труда учителей, которые торопятся поскорей провести уроки и уйти домой или на заработки. А почему бы не организовать бесплатные обеды и для педагогов, которые или стесняются показаться в столовой, или нет денег на два блюда!?

Наиболее распространенные нарушения в организации питания в общеобразовательных учреждениях: слабая материально-техническая база пищеблоков, изношенность оборудования - единицы школ оснащены в соответствии с нормативами.

Недостаточный охват горячим питанием, особенно школьников средней ступени. Меню составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности.

Невысокие органолептические свойства блюд. Неудовлетворительный ассортимент продуктов питания в школьных буфетах и столовых.

Оптимальный период обеда 12.30 до 14.30 и даже в начальной школе где решены вопросы обязательных горячих обедов существует чуть ли не повальная тенденция: сразу же после обеда «стык в стык» начинаются факультативные занятия - английский, информатика и даже ритмика.

Необходимо официально запретить проведение занятий в школах начального звена сразу после обеда. Лучше уменьшить число факультативов – здоровье дороже. По данным МЗРФ в каждом седьмом ДОУ, гимназии и ПТУ питьевая вода не соответствует даже весьма либеральным отечественным нормам. К сожалению, надлежащее внимание этой проблеме не уделяется. И здесь тормозом служит злополучный СанПиН (п.2.7.4.), где очистка питьевой воды должна согласовываться с центрами Госсанэпиднадзора (Роспотребнадзора), где очистка не только не требуется, но и не приветствуется. На самом деле при существующем качестве очистки воды установка в школах сертифицированных фильтров для очистки воды должна быть обязательной. Обеденный перерыв в крупных центрах знаний должны строиться по скользящему графику: 12.30 до 13.30 самые младшие; с 13.00 ди14.00 подростки; с13.30 до 14.30 старшеклассники. В отведенное время включается трапеза и послеобеденный отдых – перерыв продолжительностью от 1-2 ч. Мы отдаем себе отчет, что начата важная и нужная работа, и мы находимся в начале пути, и важно в начале этого пути, задать ему правильную траекторию. Хочется верить, что начатая разработчиками апробация стандартов второго поколения, будет скорректирована и при их внедрении будет как можно меньше просчетов.