ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Использование договоров в образовательной среде

Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
6/2/2009 10:16:33
Автор: В.В. Бондарева

Автор:
В.В. Бондарева, к.п.н.,
доцент кафедры социального здоровья школьников
Ленинградского областного института развития образования

В педагогической стратегии проекта модернизации образования одной из проектируемых целей общего образования является достижение обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу и обеспечивающего способность к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности и готовность к продолжению образования на следующем жизненном этапе. В то же время, образование не должно сводиться только к обученности обучающимися, набору знаний и навыков; оно связывается с воспитанием, сформированностью общей культуры, в том числе и культуры здоровья, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Здоровый человек – это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, взаимодействия с образовательной средой. И наоборот, только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения, адекватности внешним условиям и умения договариваться.

Реализация указанной выше цели предполагает освоение различных видов деятельности на уровне функциональной грамотности, что определяется как совокупность навыков поведения, обеспечивающих реализацию определенной социальной роли, основанных на навыках ориентации в существующих правилах и нормах. Она проявляется в способности выполнять социальные роли (избирателя, работника, учащегося, члена семьи и т.д.) на основе принятых в обществе норм и правил.

Признаками функциональной грамотности являются не только знания наиболее распространенных норм и правил социального поведения, но и освоение способов использования достижений цивилизации в бытовой сфере и в других сферах социальной жизни, а так же ориентация в источниках информации о нормах и правилах социального поведения, в том числе и умение обосновать существующие правила и нормы.

Совершенствование этих умений и навыков возможно на основе социального согласия всех заинтересованных «сторон» — школы, сообщества и ученика (семьи). Регулятором этого соглашения может стать общественный договор, отвечающий на вопросы: зачем, чему и как должна учить детей школа. Документом, в котором предполагается закрепить положения такого общественного договора, должен стать новый образовательный стандарт. Новый стандарт должен стать конвенциональной нормой (регулирующей, а не регламентирующей), определяющей согласованные требования государства, общества и личности к результатам образования.

Общественный договор предполагает иную правовую культуру участников образовательного процесса, позволяет родителям иметь обязанность контролировать результаты школы в отношении своего ребенка, а школе — быть обязанной соблюдать требования по содержанию образовательной программы, по результатам и обеспечению условий, гарантирующих безопасное пребывание ребенка в образовательном учреждении. Родители обязаны оказывать содействие в достижении образовательных результатов, они, как и школа, несут ответственность перед государством за получение ребенком среднего полного общего образования.

Это зафиксировано в законе «Об образовании», который закрепляет право родителей на участие в управлении образовательным процессом — быть избранными в органы управления образовательным учреждением, в удобной и доступной форме получать информацию о мероприятиях, проводимых в школе, о документах, которые регламентируют деятельность образовательного учреждения. Договор предусматривает согласование с родителями программ, которые школа намерена реализовать, а также конкретизирует право родителей на защиту интересов своих несовершеннолетних детей. Так же предусмотрена обязанность школы информировать родителей о применении к обучающемуся мер дисциплинарного воздействия и право родителей принимать участие в расследовании событий, которые послужили основанием для применения таких мер.

Использование договоров позволяет реализовать на практике следующий перечень практических навыков взаимодействия обучающихся с образовательной средой: навыки учебной деятельности, навыки адекватного поведения в условиях школы. Выполнение социальных ролей: учащийся, член ученического коллектива, одноклассник.

Идея общественного договора состоит в том, чтобы направить в конструктивное русло и объединить между собой индивидуальные навыки и умения каждого участника образовательного процесса для построения нового образовательного сообщества, соответствующего современным требованиям ответственности каждого гражданина.

Использование договоров – одна из основных, характерных особенностей практики эффективного социального взаимодействия Эрика Берна, автора теории транзактного анализа (далее ТА). Понятие ответственности, фундаментальное для любого типа межличностных взаимодействий, одновременно является основополагающим принципом и целью ТА. При этом предполагается, что любой взрослый человек способен брать на себя ответственность за свои поступки, даже если порой и требуется использование внешних стимулов. Чтобы люди могли реализовывать свои ресурсы полностью, любые межличностные взаимодействия должны следовать принципу открытого и равного распределения ответственности. Каждый участник образовательного процесса, независимо от его роли (учителя-ученика, родителя-ребенка, администратора-подчиненного), несет равную ответственность за позитивный вклад в конструктивный обмен.

Обобщая вышесказанное можно заключить, что договора включают в себя:

При этом каждый участник образовательного процесса равны друг перед другом, следовательно, они несут одинаковую ответственность за те изменения, которые хотят иметь. Исходя из убеждения, что любой человек способен самостоятельно думать и, в конечном счете, нести ответственность за свою жизнь и сталкиваться с последствиями собственных решений, мы создаем условия для реалистичных ожиданий, обоюдного распределения ответственности, конструктивной конфронтации и достоверной оценки происходящего. Поэтому ученик, также как и учитель, решает, что он хочет изменить в своей жизни. Роль учителя заключается в том, чтобы указать на те аспекты, которые способствуют достижению цели. Обеим сторонам необходимо ясно представлять характер желаемого изменения, а также конкретный вклад каждой стороны в его осуществление.

Клод Стайнер отмечает четыре условия, необходимых для заключения полноценного контракта:

1. Взаимное согласие. Это означает, что обе стороны должны прийти к единому мнению относительно условий договора. При этом не педагог, ни ученик не навязывают друг другу организационные вопросы и цели. Договор заключается в результате переговоров двух участвующих сторон. Например, когда родители принимают решение устроить своего ребенка в школу, они пишут заявление, которое подписывается администрацией образовательного учреждения - это является фактом взаимного согласия между семьей и школой.

2. Законность. Цели и условия договора должны соответствовать существующим законам. Для специалистов службы сопровождения законность означает также приверженность этическим принципам. Законность между семьей и школой устанавливается соблюдением во взаимодействии сторон законодательных актов, регулирующих отношения сторон:

3. Компетентность – это обладание знанием, т.к. компетенция в переводе с латинского - принадлежность по праву; 1) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом). Обусловлена теми, кто осознает свое право превращать собственный интерес в цель собственной деятельности и нести перед собой ответственность за ее реализацию. Сегодня основная задача школы - передать родителям их часть ответственности за реализацию образования и воспитания собственных детей. Для этого как школа в лице педагогов, так и родители должны выполнить все условия договора, возлагаемых на них государством. Педагог должен обладать определенными профессиональными навыками, необходимыми для того, чтобы помочь родителю достичь желаемого результата, а родитель должен понять условия договора и обладать способностями для его осуществления.

2. Адекватная компенсация. Предполагает равную информированность и согласованность сторон по следующим вопроса:

Основной целью договора является максимально возможное обеспечение трех ключевых условий взаимодействия: структуры, взаимной поддержки и ощущения безопасности.

Структура задает общее направление и согласование правила работы путем четкого формулирования ее целей, стратегий, методов, этапов и т.д.

Поддержка обеспечивает продвижение работы в нужном направлении, помогая вовлеченным в нее сторонам не терять курса, эффективно справляться с ошибками и производить адекватную оценку.

Безопасность предусматривает гарантии соблюдения вовлеченными сторонами этических, юридических, процедурных и иных вопросов.

Мы столкнулись в практике построения климата в образовательной среде с ситуацией, когда настоящие перемены в школьной культуре идут рука об руку со структурными изменениями. Мы пришли к выводу, что для построения другой (школьной) культуры, необходимо исходить из политики построения структуры, которая предоставляет для этого пространство. И наоборот, настоящие изменения в культуре непременно отражаются на структуре образовательной среды.

Конструктивные договорные отношения только входят в наш опыт взаимодействия в образовательной среде. Любой опыт, и внедрение контрактов (договоров) между субъектами образовательного процесса тоже, требует длительной апробации. Очевидно лишь, что они дают ясную и четкую структуру взаимодействия, а, значит, гарантируют границы свободы каждого из участников образовательного процесса, транслируя новые культурные образцы демократических ценностей – право осознанной свободы как гарантии сохранения ответственности человека перед собой, другими, государством и обществом в целом.

В общеобразовательных школах С-Петербурга и Ленинградской области был нами разработан и успешно реализован опыт подписания договора при проведении советов по профилактике с трудными учениками и их родителями. Были отмечены заинтересованность, понимание и высокая эффективность сотрудничества родителей с классным руководителем и представителями службы сопровождения школы после подписания ими следующей договорной формы (File: articles_493_prilojenie.doc )

Отношения между родителями и школой, родителем и ребенком, педагогом и обучающимся, определяются типичными закономерностями в общении. Конфликты часто возникают из-за неправильной передачи информации, путаницы в содержательно-эмоциональном контексте, на уровне личных отношений, из-за искаженного представления о своей реальной ответственности, недостатка точной реакции противоположной стороны.

Воспитание не является свободным. Мы должны научить родителей, учителей и учеников вновь почувствовать моральные границы и проникнуть в глубины своей «этической ответственности». Большой мир может быть построен только на основе мира в нас самих и мира в нашем ближайшем окружении. Понимание своего мира, его границ, дает осознание обязательств к себе и ответственности по отношению к другим. Это позволяет перейти от конфронтации к диалогу, который выливается в поиск компромисса и договора.

В основе общественного договора лежит развитие отношений между разными субъектами, стремящимися таким образом зафиксировать свое равноправие. Договор позволяет удерживать субъектов от посягательств на права друг друга, поскольку он является результатом их совместного, добровольного установления некой нормы, которой стороны обязуются следовать.

Интересным, на наш взгляд, является опыт одной из школ по разработке правил поведения в школе, осуществленный несколько лет назад. Совету старшеклассников педагогами школы было предложено подумать над общими (не только для учащихся) правилами поведения в школе, которые бы регулировали права и обязанности каждого участника образовательного процесса. Когда правила были разработаны и вывешены на обозрение в вестибюле школы, то каждому участнику образовательного процесса было разъяснено и предложено дополнить или откорректировать их, бросив в стоящую рядом урну свои предложения. Через некоторое время правила были пересмотрены советом учащихся и откорректированы компетентными родителями, дополнены и утверждены: советом учащихся, советом родителей и педагогическим советом (сегодня это может сделать просто Совет управления школы). Распечатанные в формате дневника правила были вклеены в дневники учащихся школы. Согласие на взаимодействие по этим правилам предлагалось закрепить подписью классного руководителя, родителя и ученика.

Подобного рода договора позволяют родителям, учителям и ученикам иметь равноправную норму взаимодействия, регулировать отношения, ставить совместные цели и планировать, чего они намерены добиться. Договора представляют собой своего рода промежуточный опыт между абсолютной свободой учиться чему угодно (что интересно) и учебным процессом, который относительно свободен, но все же остается в рамках определенных структур и формальных требований.

Договора могут составляться на решение трудностей ученика в обучении и на любой отрезок времени. Продолжительность первых договоров обычно невелика. Впоследствии она может увеличиваться в соответствии со способностями ученика и тем отрезком времени, которое он сам определяет в решении трудностей обучения, связанных, зачастую, с возрастными кризисами. Поскольку мы предлагаем использовать учебные договора, как инструмент педагогической поддержки, рассматриваемой с точки зрения протекания процесса индивидуализации ученика, то она (поддержка) должна учитывать специфику возраста, ситуации и целей воспитательного процесса.

Наш опыт внедрения договорных отношений между участниками образовательного процесса в течение последних десяти лет показал, что следуя условиям эффективного соглашения, многие школы пересмотрели традиционную форму дневников, сделав их формой общественного договора между школой, родителями и обучающимися, которая помогает им эффективно и планомерно строить в своей школе новую правовую культуру, образовательные и гражданские отношения.