ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования

Центр апробации ФГОС второго поколения в ЛО
20/1/2009 15:43:40
Автор: Паршукова И.Л.

Выступление
на научно-практическом семинаре
«Организационно-педагогические условия реализации культурно-образовательных программ нового поколения в ДОУ и начальной школе»
25.01.2008 г. в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Паршукова И.Л., Зав. УМЦ факультета дошкольного и начального образования, доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО, канд. пед. наук
Зам. рук. Центра апробации ФГОС второго поколения в Ленинградской области

Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения

Обеспечение преемственности на этапе дошкольного – начального школьного образования – проблема, реализация которой уже не одно десятилетие занимает умы специалистов разного профиля деятельности. Каждый раз идея усовершенствовать систему образования в целом, или практику образовательной деятельности, в частности, возвращает нас «на круги своя», а именно: к решению вопросов преемственности содержания, форм, методов образовательной деятельности.

Вот и сегодня, мы снова говорим о данной проблеме, с одной лишь разницей – говорим в контексте осуществляемой модернизации образования.

Каким же образом могут решаться сегодня задачи взаимодействия ДОУ и начальной школы? Какое содержание образовательного взаимодействия этих нередко параллельно и автономно существующих общественных институтов будет способствовать решению самых главной задачи современного образования: поддержке индивидуальности каждого ребенка, содействия раскрытию его творческого потенциала?

В последние годы результаты экспертизы деятельности образовательных учреждений показывают низкое социальное качество образования, не соответствие его современным условиям российского рынка труда и международным стандартам. Падает престиж российского образования, растет число выпускников, не обладающих качествами, обеспечивающими им успешную адаптацию к современному социуму, конкурентноспособность, умение самоопределиться и самоорганизоваться. На фоне кризиса семьи система воспитательных воздействий, осуществляемых ОУ, не оказывает должного влияния на становление гражданственности, развитие культуры и поведения детей.

В этих условиях необходима новая образовательная политика, стратегия развития образования в РФ, ориентированная на развитие воспитательной практики ОУ. Осуществление данной задачи возможно в условиях другого образовательного стандарта, предусматривающего изменение не только самого понятия и структуры ГОС в системе общего образования, но также системы образования в целом.

Новая стратегия образования представлена в Проекте стандартов второго поколения (Распоряжением Правительства РФ от 28.06.07 № 835-р в Государственную Думу внесен законопроект о ГОС (государственных образовательных стандарта)), вступающем в силу с 1 июля 2008 года и подготовленном коллективом специалистов ИСИО РАО (А.М.Кондаков, А.Г.Асмолов, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, В.В.Фирсов, В.П. Дронов, Г.С. Ковалева, В.Р. Кучма, О.А. Карабанова и др.)

Идея, взятая за основу разработчиками нового стандарта позволяет занять культурологической составляющей существенные позиции на всех образовательных уровнях, в том числе, предшкольном и начальном школьном. Эта стратегия ориентирует педагогов на построение образовательной деятельности на основе социокультурных задач и актуализирует необходимость целенаправленной работы по развитию и воспитанию культуры подрастающего поколения.

Что же нового может предложить стандарт, ведь, система образования в последние годы претерпевала изменения именно в сторону ее гуманизации? Тем не менее, массовая практика опровергает это утверждение. Действительно, попытка сделать нашу «традиционную школу» гуманистической пока привела к падению качества образования, ибо одно стало подменять другое, тогда как основная задача заключалась именно в том, чтобы соединить гуманизм и качество.

Реализация гуманистических идей возможна только в условиях существенного изменения уклада «школы» в направлении ребенка, его возможностей и потребностей, при этом, основой поиска эффективных технологий непрерывного содержания является педагогика развития. Именно педагогика развития создает условия реализации в практике образования эффективных личностно-ориентированных здоровье сберегающих технологий.

Развитие – процесс, связанный с освоением духовной и материальной культуры общества, утверждали Д.Б.Эльконин, М.Мид, Е.Вяземский. В этой связи, существующая у ребенка диалектическая потребность к освоению окружающего мира, в том числе мировой культуры, актуализирует необходимость использования культурологических оснований при проектировании и организации педагогического процесса в детском саду.

Хорошо известно, что качество образования - важнейший фактор изменения качества жизни человека и общества. Поэтому, современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой.

Идеи саморазвития, на наш взгляд, краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом. Кроме этого, эмоциональная, нравственная и интеллектуальная составляющая компетентности обеспечивают также становление и развитие его адаптивных механизмов, становятся факторами улучшения качества образования и жизни ребенка.

Какой же возрастной период наиболее благоприятен для решения данных задач? На наш взгляд, дошкольный и младший школьный период. И вот почему.

Известно, что детство, в особенности дошкольное, время установления базовых отношений ребенка с окружающим миром, время формирования интуитивной уверенности ребенка в том, что «жизнь хороша и жить хорошо, а если станет плохо, ему помогут, его не бросят» (М.В. Осорина, 1999). Каждый ребенок в сотрудничестве с миром взрослых «работает» над проблемой моделирования мира, творчески постигая законы и закономерности его развития. Причем, в традиционной педагогике, ориентированной на формирование знаний, проблемы эмоционального взаимопроникновения мира взрослых и детей решаются крайне редко, как на уровне содержания, так и на уровне методов и приемов.

Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования.

В последние годы проблема изучения реальной роли взрослых в становлении системы эмоционального и социального отношения ребенка к миру все чаще оказывается в центре психолого-педагогических исследований (Ф.Е. Василюк, Ф. Дальто, А.Д.Кошелева, В.В.Лебединский, В.Оклендер, М.В. Осорина, В.И.Слободчков, К.Роджерс, Э.Эриксон и др. ). При этом, многие авторы отмечают, что базовой основой формирования доверительного, сопричастного отношения ребенка к миру является родительская любовь, которая предопределяет характер его внутреннего, субъективного мира. Многочисленные исследования в области социальной и детской психологии обнаруживают также прямую зависимость между характером взаимодействия субъектов педагогического процесса и эффективностью решения взрослыми задач содействия развитию ребенка, его воспитания и обучения.

Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса обусловили необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе новационных культурно-образовательных программ и технологий. Основная идея культурно-образовательной программы должна быть сориентирована на индивидуальный путь ребенка и его семьи, она должна отражать весь комплекс специфических факторов учреждения ( в частности, традиций и особенностей педпроцесса ), а также соответствовать условиям конкретного социума.

Методология культурно-ориентированных программ должна также опираться на следующие важнейшие положения:

Данные положения верны по отношению как ко взрослому, так и его воспитаннику, что позволяет им взаимообогащать друг друга в ходе совместного погружения в культурно-образовательную ситуацию.

Данные приоритеты легли в основу нового государственного стандарта второго поколения, методологическим ориентиром которого является идея социокультурной модернизации системы образования.

Такой подход к разработке стандарта позволил разработчикам выделить 3 основные его особенности:

  1. образование как социальный институт формирования гражданской идентичности и консолидации в российском обществе на основе установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе, достижения гражданином личного и профессионального успеха, роста конкурентноспособности личности, общества и государства, в целом, посредством качественного образования.
  2. разработка стандартов как некоего общественного договора, конвенциональных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, общества и государства, позволяющего обеспечить:
    • в условиях семьи: личностную, социальную и профессиональную успешность
    • в обществе: безопасность и здоровье, свободу и ответственность, социальную справедливость и благосостояние,
    • в государстве – национальное единство, безопасность, развитие человеческого капитала и конкурентноспсобности каждого гражданина. (при этом, каждому гражданину гарантируется Личностное, Социальное и Общекультурное развитие.
  3. стандарт как совокупность трех систем требований (к результатам освоения образовательных программ, к структуре образовательных программ, к условиям ее реализации в учреждении) необходимым условием реализации которого является вариативность образования.

Таким образом, в условиях социокультурной модернизации России ключевой задачей образования является формирование гражданской идентичности воспитанников, рассматриваемой как триединство, гармония обще-человеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности, необходимое в процессе становления человека.

У воспитанника, обладающего гражданской идентичностью, важно сформировать такие ценностные нормативные характеристики личности как:

Вся выше обозначенная система мер будет способствовать достижению самого главного результата образования - формированию гражданской индентичности личности как портрета будущего выпускника - гражданина России, а именно:

Таким образом, реализация проекта стандартов второго поколении, безусловно, будет способствовать обновлению как стратегии, так и тактики взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.

Понятно, почему. Культурологический подход в последнее десятилетие активно рассматривается и специалистами образовательных учреждений как эффективное педагогическое средство. Массовая практика образования ( как дошкольного, так и начального общего образования) сегодня в условиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в частности, может рассматриваться как культуросообразная.

Тем не менее, необходимый уровень системности и непрерывности в реализации культурологического содержания на сегодняшний день мы констатировать не можем. Сказывается дефицит квалифицированных специалистов, педагогов, обладающих необходимым уровнем личностной и профессиональной культуры, знающих «как» и умеющих организовать на практике развивающую ребенка культурно-образовательную ситуацию.

В этой связи, культурологический подход, взятый в данном проекте стандартов за основу методологии образовательной деятельности, позволит специалистам учреждений различного профиля деятельности создать адекватные условия для включения ребенка в окружающее его культурно-образовательное пространство, сделав это пространство не только средством его обучения и воспитания, но также развития и активного жизнетворчества.

Качество образования - результат согласования интересов детей, родителей и педагогов на всех ступенях системы образования. Если нам удастся выполнить эту задачу, мы решим и проблему преемственности.