ХОР

Добавь свой голос

Образовательный стандарт

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Белякова Ольга Владимировна
25/3/2015 15:12:42
Автор: Ольга

На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре - актуальная задача педагогической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности учащихся в образовательном процессе.

Я неоднократно задумывалась над вопросами: «Что необходимо сделать мне, как мастеру производственного обучения, чтобы улучшить процесс обучения в группах профессиональной и допрофессиональной подготовки? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения? Какие технологии приведут к повышению качества знаний учащихся?». Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Люди, обладающие проектным типом мышления востребованы современным обществом. На протяжении нескольких лет в группах допрофессиональной и профессиональной подготовки «Секретарь-машинистка» и «Делопроизводитель» муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат» одной из форм итоговой аттестации учащиеся выбирают работу над проектами.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Метод проектов позволяет формировать у обучающихся важнейшие компетенции. Такие как:

Если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

Одна из главных целей метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но всегда предполагается определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов этих действий. По своему признаку проекты относятся к исследовательскому типу, являются долгосрочными, т.к. занимают несколько месяцев, по предметно-содержательной области являются межпредметными (это и информатика – оформление, конструирование, психология – анкетирование, анализ). Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

С чего начать и как реализовать?

1. Этап ориентирования:

2.Этап разработки проекта:

3.Этап реализации проекта:

4.Этап презентации результатов проекта:

5.Этап оценивания проекта:

Хочется заметить, что данная форма аттестации в группе показала эффективность не только для развития познавательной активности учащихся, самореализации их творческого потенциала, но и в последующем проект применим как дидактический материал для проведения уроков, например, темы «Визитные карточки и электронные визитные карточки», «Деловой этикет. Искусство принимать и делать подарки», «Имидж секретаря» и др. Презентации можно использовать при объяснении нового материала.

Также может послужить толчком к введению новшеств в организации. Например, в 2011-2012 учебном году тематика проектов была посвящена корпоративному этикету, что послужило в дальнейшем толчком разработки корпоративного этикета в межшкольном учебном комбинате.

Полученные знания по оформлению проекта и созданию презентации послужат для дальнейшей учебы выпускников (при оформлении контрольных, курсовых работ, а также диплома).

Данная форма проведения экзамена учит учащихся правильно представлять свою работу: как говорить, держаться при защите, уметь отстоять свое мнение, отвечать на вопросы. Что пригодится в дальнейшей жизни. Метод проектов позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности учащихся. Педагог не преподносит истину, а учит её находить.

И чем раньше начнётся такая работа учащихся, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Использовался материал с сайтов: http://ims821.ru/publ/ispolzovanie_metoda_proektov_v_raznovozrastnykh_gruppakh_malokomplektnoj_selskoj_shkoly/1-1-0-1

http://festival.1september.ru/articles/594978/