ХОР

Добавь свой голос

Повышение квалификации

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Варианты навигации в Интернете: исследуем образовательные ресурсы

Горюнова Марина Александровна
5/9/2008 19:31:18
Автор: Горюнова Марина Александровна

Эффективная работа в Интернете в большой степени зависит от умения правильно выбрать маршрут движения и найти инструменты навигации, которые помогут более быстро и четко выйти к цели. Просторы Интернета столь бескрайни, что уйти от цели можно очень быстро и незаметно. Image:articles_310_navigatsiy.jpg

Замечание: В процессе работы будем обращаться к помощи различных словарно-энциклопедических ресурсов в Интернете, например, к службе тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» http://www.glossary.ru/

Обратимся к материалам статьи Кондратия Ермолина «Навигация в современных сайтах». http://www.conanima.ru/show.asp?id=10524 )

Навигация – это возможность прохода куда-либо. Применительно к сайтам, это означает способ перехода от одной страницы к другой и все промежуточные действия, включая мыслительные процессы в это время. Идеальная навигация по сайту должна быть элементарно простой и моментально быстрой. Но идеал, как известно, недостижим.

Даже в случае простейших сайтов, состоящих из нескольких страниц, каждая из которых будет содержать ссылку на другую, всегда будет как минимум один ограничитель – время загрузки. Если же сайт состоит из десятков тысяч страниц, размещение всех ссылок на каждой странице хоть и технически реально, но, согласитесь, практического смысла не имеет.

Image:articles_310_sistemanav.jpg

Если не принимать во внимание альтернативные науки, кратчайший путь между двумя точками – прямая. Но, то, что удобно для роботов, далеко не всегда удобно для людей. Поэтому приходится прибегать к разного рода ухищрениям, чтобы посетитель сайта мог найти одну нужную ему страницу с помощью нескольких кликов – переходов между страницами – без просмотра всего содержимого.

Виды навигации по сайту.

Каждый сайт может содержать несколько видов навигации. При этом нет обязательных требований к месту расположения, но есть устоявшиеся представления о том, где обычно находится тот или иной блок навигации. Расположение блоков управления как правило подчинено обычной логике – подобное с подобным, близкое по смыслу – близко по месту. Как правило, основной тип навигации - МЕНЮ. Обычно на сайте есть как минимум главное меню, куда входят такие пункты как «Главная», «Новости», «Карта сайта», «Ссылки», «Форум», «Контакты» и ряд других в зависимости от основной тематики сайта. Чаще всего оно расположено вверху, но в целом варианты могут быть весьма разнообразны.

Обратим внимание и на картинки слева в виде домика, конверта и лупы, к которым вернемся ниже.

Image:articles_310_ege.jpg

Рис.2 Портал информационной поддержки ЕГЭ.

Image:articles_310_ege1.jpg Image:articles_310_ege2.jpg

Например, на портале информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru/ главное меню, по сути, разбито на две составляющие: в верхнее входят «Поиск», «Карта сайта», «Поиск», «Обратная связь», «Контакты», а вторая часть расположена слева внизу. Первая часть представляет прежде всего инструменты для организации обратной связи и глобальной навигации, а вторая имеет отношение к тематическому содержанию.

На больших многостраничных сайтах обычно присутствуют меню задач или направлений. Особенно это полезно, когда круг задач можно сузить или сгруппировать. Например, на уже упомянутом федеральном портале поддержки ЕГЭ есть разделы «О ЕГЭ», «Нормативные документы», «Варианты ЕГЭ» - это меню можно назвать меню направлений. Внутреннее меню (меню раздела) может быть различных типов –представлять собой список подрубрик в форме выпадающего меню или в виде явного списка, как на портале ЕГЭ.

Можно говорить о подходе не по направлениям, а по задачам, например, одна из часто возникающих задач - узнать результаты ЕГЭ. Меню задач группируется по принципу, который наглядно демонстрируют банковские сайты, где ссылки могут быть такими: «Вложить деньги», «Получить кредит», «Перевести деньги».

Гиперссылки, которые являются узловыми точками Вашего маршрута, вовсе необязательно ведут на внутреннюю страницу того же сайта. Именно в этом и заключается главное преимущество ресурсов Интернета перед бумажными изданиями, что незримо связаны между собой могут быть и разные сайты. Например, перейдя в разделе «О ЕГЭ» по ссылке «Оценка шансов на поступление в ВУЗ», вы попадаете на другой тематически связанный сайт «ВСЁ О ЕГЭ». Основным признаком перехода на другой Интернет-ресурс является его адрес, указанный в соответствующем поле адреса http://www.egeinfo.ru/ . Система оценки шансов основана на статистике поступлений в вузы прошлого учебного, т.е. для поступления в какой ВУЗ в 2007 году было бы достаточно указанных результатов ЕГЭ, а в какой пришлось бы сдавать дополнительные вступительные испытания.

Адрес, который указан на картинке, имеет ещё продолжение, состоящее из написанных через косую черту (слеш) наименований элементов иерархической файловой структуры, которые на файловом уровне приводят к нужной странице. В тех случаях, когда внутреннее меню сайта отсутствует или не позволяет перейти на раздел выше, понимание этого принципа иногда позволяет перейти на главную страницу или ее разделы путем «укорачивания адреса».

Image:articles_310_vuz.jpg

Рис. 3. Строка пути

Смысловое указание пути часто используется как дополнительное средство навигации. Строка пути - это не путь человека, который он прошёл по сайту. Это путь до главной страницы или корневого раздела, т.е. в приведенном выше примере указано, что интересующий нас подраздел «Оцени шанс на поступление» находится в разделе «Справочник ВУЗов» сайта «Всё о ЕГЭ». Каждый из элементов этой цепочки является ссылкой и позволяет быстро перейти на соответствующий уровень в структуре сайта. Такая навигация нужна в тех случаях, когда до какой-либо информации путь занимает больше двух-трёх кликов.

Image:articles_310_ege3.jpg К вспомогательной навигации обычно относят иконки (принятое в компьютерном дизайне название условных обозначение в виде миниатюрных картинок) специальных разделов сайта, таких как главная страница, отправка письма, карта сайта, поиск по сайту. Мы уже обращали внимание на Рис. 2 на изображения домика, конверта и лупы, которые соответственно обозначают возврат на главную страницу, отправку письма и поиск по сайту. Кратко остановимся на следующих типах навигации:

Акцидентная навигация
Сюда входят различные графические и текстовые блоки, помогающие привлечь внимание и выделить некоторые разделы сайта. Например, вы хотите информировать посетителей о том, что можно узнать предварительные результаты ЕГЭ, как это показано на Рис. 2. Для этого на всех страницах сайта размещён небольшой блок, который

Image:articles_310_rezultat.jpg

привлекает внимание к важной информации. Заметим ещё раз, что некоторые ссылки ведут на другие сайты, которые, естественно, не обязаны содержать этот навигационный элемент.

Контекстная навигация
Очень полезный, но, к сожалению, редко применяемый вид навигации. Представляет собой ссылки на разделы, тематически связанные с текущим. Например, при просмотре каталога товаров сайт может показать другие товары, которые часто покупают совместно с текущим.

Межтекстовая навигация (гипертекст)

Image:articles_310_tsor.jpg Когда задумывался Интернет, предполагалось, что этот вид навигации будет основным, но на обычных сайтах он используется нечасто. Принцип межтекстовой навигации прост – ссылки между страницами расположены в тексте самих страниц. Например, на главной странице образовательного портала «Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов» для учреждений общего и начального профессионального образования (http://school-collection.edu.ru/ ) размещен текст, в рамках которого расположены ссылки на указанные проекты, фонды и организации.

Особое место среди Интернет-ресурсов, в основе формирования которых лежит межтекстовая навигация, занимают сайты, созданные на принципах wiki-технологии. Например, многоязычный проект по созданию энциклопедии со свободно распространяемым содержимым Википедия. Приведен один из разделов главной страницы русскоязычной Википедии

Image:articles_310_znaete.jpg

http://ru.wikipedia.org/ «Знаете ли Вы что…», который соответствует указанным на странице датам (3-4 сентября 2008 г.) и, естественно, будет иным в другой интервал времени. Видно, что он весь пронизан синими ссылками. Подобных Интернет-ресурсов в настоящее время достаточно много. Например, на русскоязычной Википедии Вы найдете такие ссылки:

Image:articles_310_ssylki.jpg

Image:articles_310_wiki.jpg

На ней указаны 10 наиболее наполненных ресурсами на данный момент Википедий, среди которых русскоязычная энциклопедия на 10-ом месте. Но есть и продолжении этой страницы, на которой указаны ссылки на подобные энциклопедии других языков, ранжированные по количеству имеющихся статей. Например, более 100 000 статей представлено на перечисленных ниже языках:

Image:articles_310_langv.jpg

По ссылке «Другие языки» на этой же странице Вы попадете на список Википедий (http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Список_Википедий), в котором представлено более 250 языков.

Остановимся и ещё на одном принципе классификации навигации:

Иерархическая, она же древовидная. Наиболее простой и часто применяемый тип навигации. Содержимое разбивается на разделы, те, в свою очередь на подразделы, и так далее. К плюсам подобного подхода можно отнести привычность и очевидность, к минусам – сложность перехода в другие разделы. Тем не менее, для сайтов, вложенность информации которых не превышает двух-трёх кликов, это наиболее удобный и привычный тип внутреннего меню.

Поисковая навигация бывает полезна в тех случаях, если внутренних элементов в каком-то разделе больше, чем посетитель может просмотреть за два-три клика. У такого метода есть один существенный минус, который делает практически невозможным вариант, когда такой способ навигации – единственный. Для того, чтобы найти что-то, посетитель должен чётко использовать те же термины, которые использует сайт.

Фасетная навигация приобретает всё большую популярность благодаря своей гибкости. На практике работа фасетной навигации заключается в том, что какими бы исходными данными не обладал посетитель сайта, он всё равно доберётся до искомой информации, при этом путь от начала до конца может быть разным. Для этого содержимое раздела классифицируется по нескольким признакам – параметрам. Например, для того же каталога товаров это могут быть «производитель», «страна-изготовитель», «предназначение», «уровень цен» - практически всё, что угодно. После этого, посетителю предлагается определить какой-нибудь из этих параметров. Допустим мы любим немецкую технику и поэтому хотим оснастить ею новую кухню. Тогда нам удобнее начать со страны-изготовителя, затем выбрать например производителя. Путь будет выглядеть следующим образом: Германия -> Bosch -> Кухонная техника, или Кухонная техника -> Германия -> Siemens. При каждом выборе круг будет сужаться и нам будет гораздо проще ориентироваться.

Кроме вышеописанных типов навигации, есть ещё один интересный тип навигационных элементов – рубрикаторы, которые используются в тех случаях, когда объектов, содержащихся в данном разделе существенно больше, чем может вместить в себя навигационный блок. В некоторых специфических случаях их применение просто необходимо.

Отдельно поговорим о Рубрикаторах

Самый простой и привычный из рубрикаторов – Страничный, используется всегда, когда выбранные элементы не входят на страницу.

Алфавитный рубрикатор помогает выбрать нужное из множества элементов, в которых имя или название играет основную роль. Списки людей по фамилиям, музыка, кино, организации – его основные варианты использования.

Типовой или классовый рубрикатор часто используется при выдаче результатов поиска, но иногда полезен и в других случаях. Он представляет собой список типов найденной информации, зачастую с указанием количества. Например:

В этом разделе найдено:

Параметрический рубрикатор предлагает определить часть параметров, которые могут сузить поиск. Обычно это параметры однотипных товаров. Либо это могут быть параметры одного конфигурируемого продукта или услуги. Например, при выборе компьютера вы можете ввести желаемый процессор, объёмы памяти и жёсткого диска, диагональ экрана, и сайт выведет только те варианты, которые вам подойдут. Тэговый рубрикатор – нечто среднее между классовым и фасетным. При его использовании каждую страницу можно снабдить одним или несколькими тэгами – словами или фразами, характеризующими эту страницу с разных сторон. Каждый такой тэг представляет собой виртуальный раздел, собирающий страницы, для которых он указан.

Ну и напоследок ещё один стандартный рубрикатор – календарный. Его часто можно видеть на новостных сайтах, и вообще, везде, где есть постоянно добавляющаяся информация, которая имеет какую-нибудь дату.


Замечание:
Обращаем Ваше внимание, что представленный выше материал о навигации может быть полезен Вам не только для улучшения ориентации на имеющихся Интернет-ресурсах, но и при создании собственных. И не только при создании сайта, но и при разработке мультимедийной презентации.
Основные задачи навигации в том, чтобы на вашем ресурсе:


Дополнительно (по материалам Gerry McGovern Навигация веб-сайтов http://www.rocit.ru/public/index.php3?path=navigating )

Одновременно, обобщая сказанное выше и дополняя его, перечислим следующую классификацию навигации:

Такая навигация говорит вам, где вы находитесь в URL-структуре.


Задание.
1. Используя энциклопедический ресурс Интернета РУБРИКОН – http://www.rubricon.com/, ответьте на следующие вопросы:


Надеемся, что при поиске ответов Вы воспользовались имеющейся на сайте подсказкой, которая называется «Помощь», и постоянно присутствует в верхнем и нижнем меню сайта. Советуем Вам внимательно прочитать размещенную в этом разделе информацию, которая содержит, например, такие «навигационные» рекомендации:

«На экране присутствуют основные рубрики тематического рубрикатора. Требуется выбрать рубрику точнее? — наведите мышку на название рубрики и выберите подрубрику из автоматически появившегося перечня-меню. Точно также можно продолжать уточнять рубрику и далее, одновременно отсекая ненужные энциклопедии, если это необходимо».

Карта сайта

Еще один важный тип и инструмент навигации – карта сайта. Как и в жизни. Существует множество карт, которые помогают нам ориентироваться в пространстве. По аналогии с ними, есть карты, которые помогают нам быстрее и точнее перемещаться на территории Интернет-ресурса. КАРТА сайта в структурированном виде наглядно показывает взаимоотношения всех его категории и разделов. Карта может помочь не только в навигации, но и в составлении целостного представления о содержании сайта.


Задание

  1. Найдите карту на портале Единой коллекции ЦОР (адрес встречался ранее). Где она расположена?
  2. Используя карту, познакомьтесь с интересующими Вас материалами по Вашим учебным предметам. Отметьте, что вам показалось интересным
  3. Найдите коллекцию Третьяковской галереи и внимательно прочитайте правила использования размещенных материалов. Сравните их с подобной информацией в разделе Русского музея. Какую разницу вы заметили?
  4. Зайдите на портал Грамота.ру (http://gramota.ru) и найдите 3 разных пути, позволяющих добраться до интерактивного диктанта. А теперь попробуйте написать один из интерактивных диктантов Image:articles_310_smail.jpg.