ХОР

Добавь свой голос

Повышение квалификации

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

ИНТЕРНЕТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ

Семенова Татьяна Викторовна
5/9/2008 14:43:26
Автор: Горюнова М.А., Шилова О.Н., Юрков А.В.

Интернет – это глобальная сеть компьютерных сетей, соединенных каналами связи и передающих информацию друг другу по определенным правилам, называемых протоколами. В качестве каналов связи используются оптоволоконные и медные кабели, обычные телефонные линии и даже беспроводные (так называемые Wi-Fi) соединения. Для подключения компьютера к сети через телефонную линию используется устройство, называемое модемом (от слов модуляция/демодуляция преобразование цифровой информации, обрабатываемой компьютером, в аналоговые телефонные сигналы). Предоставляют доступ к сети Интернет организации, называемые провайдерами (от английского provide - обеспечивать).

Днем рождения Интернета считают 2 сентября 1969 года, когда была впервые выполнена документально зафиксированная передача файла между двумя соединенными кабелем компьютерами (Обзорная статья об истории Интернета - http://lenta.ru/articles/2004/09/02/internet/. См. также статью «Интернет» в Русскоязычной Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет ).

В настоящее время наиболее интенсивно развивающимися информационным ресурсами и сервисами Интернета являются:

Говоря о WWW, рассмотрим четыре основных понятия, лежащих в ее основе.

«Всемирная паутина» сегодня это не только огромное количество разнообразной информации, но и новые мультимедийные (Мультимедиа – термин, применяемый для информационных технологий, использующих наряду с текстом и статическими изображениями цифровые звук и видео) технологии ее передачи, позволяющие говорить об Интернете как о «виртуальной» реальности новом способе общения и сотрудничества.

После того, как установлена связь компьютера пользователя с сетью, например, через сеансовое подключение по телефонному каналу к серверу (Сервер – компьютер общего доступа, подключенный к сети на постоянной основе и обслуживаемый специальной «сетевой» операционной системой) провайдера, для путешествия по Интернету нужно запустить специальную программу, называемую браузером (от англ. browse – листать, просматривать) или обозревателем. Браузеры позволяют просматривать гипертекстовые документы, получаемые из Интернета. В настоящее время популярны браузеры Microsoft Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera. В сентябре 2008 года о выпуске нового браузера объявила компания Google (О браузере Google Chrome для Windows см. информацию на странице http://www.google.com/chrome). Эти программы, хотя и разработаны фирмами-конкурентами, для начинающего пользователя очень похожи (Из-за того, что фирмы-разработчики браузеров отстаивают несколько отличающиеся друг от друга стандарты, страницы Интернета могут по-разному показываться в различных браузерах.).

Гипертекст – это текст со ссылками, перемещение по которым позволяет обращаться к разнообразной мультимедийной информации: текстам, изображениям, звуковым и видео–файлам, расположенным где–либо в Интернете. Гиперссылки в окне браузера обычно выделяются подчеркиванием или цветом. Основным признаком возможности перехода по ссылке является преобразование указателя мыши над ней в изображение руки человека. Если щелкнуть по ссылке кнопкой мыши, то начинается прием и воспроизведение документа, адрес которого указан в ссылке. В новом документе также могут присутствовать ссылки. Перемещаясь по ним можно путешествовать по Интернету, щелкая мышкой на нужных ссылках.

Гипертекстовое содержимое WWW называется Web-страницами. Они содержат текст, графику и ссылки на другие документы и разнообразные мультимедийные файлы, расположенные в Интернете. Тематически сгруппированные Web-страницы, расположенные на WWW–серверах, называются сайтами. Web-страницы создаются с помощью языка разметки гипертекстовых документов – HTML (HyperText Markup Language) и обычно имеют расширение htm. Инструкции языка HTML (их называют тегами) одинаково интерпретируются различными браузерами, что обеспечивает одинаковое представление Web-страниц на совершенно различных компьютерах в Сети. Web-страницы можно создавать и в простом текстовом редакторе, и в специализированных редакторах, оформляя обычный текст с использованием тегов и включая с их помощью гиперссылки (Популярными являются web-редакторы TextPad, Macromedia Dreamveawer и Microsoft FrontPage. В Microsoft Office 2007 программа FrontPage заменена на SharePoint Designer и Microsoft Expression Web).

Структура окна браузера Internet Explorer и назначение основных его элементов представлены ниже.

Image:articles_310_loiro.jpg

Рис. 1. Окно браузера Internet Explorer 7.0

Это типовое окно программы, работающей в среде Windows. Главный интерес представляют кнопки панели инструментов:

Стрелка «Назад» Image:articles_310_nazad.jpg перемещает по пройденному маршруту назад;
Стрелки «Вперед» Image:articles_310_vpered.jpg перемещает по пройденному маршруту вперед;
«Стоп» Image:articles_310_stop.jpg прерывает загрузку документа.
«Обновить» Image:articles_310_obnovit.jpg предназначена для повторного получения документа;
«Домой» Image:articles_310_dom.jpg возвращает пользователя на первую страницу браузера;
«Поиск» Image:articles_310_poisk.jpg открывает окно для поиска строки в текущем документе;
«Печать» Image:articles_310_pechat.jpg позволяет напечатать Web-страницу на принтере;

Полезную информацию при работе с браузером пользователь может получить из строки состояния, которая находится в нижней части окна. Работа с браузером обязательно включает в себя умение разбираться в надписях, появляющихся в этой строке. В процессе перемещения по Интернету в строку состояния выводятся сообщения об адресах источников информации, режиме ожидания, готовности запрошенного документа и ряд других полезных сведений.

Самый простой способ получить документ из Интернета заключается в указании адреса нужного документа в поле ввода «Адрес»

Image:articles_310_adres.jpg

Необходимые адреса либо берутся из справочников, либо конструируются пользователем, исходя из понимания структуры адреса и интуиции, либо находятся с помощью специальных средств поиска информации в Интернете – информационно-поисковых систем.


Рекомендации: По ходу работы сохраняйте адреса интересных и полезных Интернет-ресурсов в виде закладок в папке «Избранное» вашего браузера. Это позволит быстро обращаться к найденным адресам в дальнейшем. Полезно также составлять тематические коллекции аннотированных ссылок на ресурсы Интернета, например, в виде простого текстового документа.

Закладки браузера остаются на том компьютере, на котором вы их делаете. Если Вы работаете не на своем компьютере, полезно собирать закладки в отдельно созданной «своей» папке в «Избранном». При завершении работы вы сможете без дополнительных усилий по отбору закладок из общего списка скопировать ее содержимое на сменный носитель информации (дискету, флэшку и др.). Делается это следующим образом: щелчком на панели меню браузера открываете папку «Избранное», далее щелчком правой кнопки мыши над папкой своих закладок открываете программу Проводник и выполняете обычную операцию копирования папки или содержащихся в ней файлов на сменный носитель. Можно вместо копирования просто отправить самому себе выбранные ссылки по электронной почте (полезно при этом предварительно упаковать папку в один архивный файл).


Структура адресов WWW

Каждый из множества компьютеров, работающих в Интернете, имеет свой собственный уникальный адрес – так называемый IP-адрес. Это цифровой адрес, состоящий из четырех групп цифр, например, 194.226.214.104 – адрес Федерального портала «Российское образование» ((от англ. portal) Слово "портал" в архитектуре имеет значение "главный вход". В Интернете используется для обозначения сайтов, предоставляющих доступ к большому числу информационных ресурсов – см. http://slovari.yandex.ru/dict/internet/article/242.htm?text=портал ). Для удобства IP-адресам поставлены в соответствие символьные или доменные адреса: названный выше портал имеет адрес [http://www.edu.ru// www.edu.ru]. Домен – это множество компьютеров, имеющих общую часть имени. Составные части доменного адреса образуют иерархическую систему, а самый правый называется именем домена верхнего уровня. Среди доменов верхнего уровня различают географические и тематические. Географические доменные имена верхнего уровня – двухбуквенные. Они определяют принадлежность владельца имени к сети конкретной страны, например, ru (Россия) в доменном адресе сайта «Российское образование». Тематические адреса дают возможность представить сферу деятельности их владельцев: com – коммерческие фирмы, например, www.microsoft.com; edu – образовательные учреждения, например, www.mit.edu; gov – государственные, например, www.whitehouse.gov; mil – военные, например, www.navy.mil; net – организации, координирующие сетевое взаимодействие, например, www.internic.net; org – прочие организации многие некоммерческие телекоммуникационные образовательные проекты имеют подобные адреса, например, www.iearn.org. Появились и новые домены верхнего уровня: biz – бизнес-сайты, info – информационные сайты и даже museum – музеи.

Информационным ресурсам ставят в соответствие URL-адреса (от англ. Uniform Resource Locator – универсальный адрес ресурса). Пример URL-адреса: http://www.loiro.ru - адрес web-сайта Ленинградского областного института развития образования. URL ресурса состоит из двух частей, разделяемых двоеточием. Первая (левая) часть указывает на то, к какому типу принадлежит ресурс и как получить к нему доступ, т.е. определяет конкретный сетевой протокол. Вторая часть URL-адреса сообщает, где расположен искомый ресурс. Таким образом, URL содержит информацию не только о том, где данный ресурс расположен, но и как к нему следует обращаться.

Как правило, нет необходимости указывать префикс http://. Браузер сам определит, по какому протоколу следует связываться с сервером, доменное имя которого введено в адресной строке, и добавит необходимые символы, причем для доступа к ресурсам WWW будет выбран именно протокол http (hyper text transfer protocol) – оптимизированный для работы с гипертекстовыми ресурсами Интернета. Иногда явное указание протокола, по которому осуществляется доступ к информационному ресурсу, является необходимым, поскольку возможны варианты доступа к ресурсу в зависимости от указанного в URL протокола. Так, для URL http://ftp.chg.ru в окне браузера прочтется htm-страница оглавления популярного файлового архива Научного центра в подмосковном городе Черноголовка, в то время как при указании в качестве адреса доменного имени ftp.chg.ru будет делаться попытка получить доступ по протоколу ftp, т.е. URL в этом случае является ftp://ftp.chg.ru .

Проблема кодировок кириллицы (Если вместо текста абракадабра)

Информация в компьютере хранится и обрабатывается в цифровом виде. Исторически сложилось, что имеются различные таблицы кодировок, т.е. правила сопоставления символам соответствующих им цифровых кодов, для русского и других национальных алфавитов: Windows 1251, KOI8R и др. Вследствие этого порой текст в окне браузера оказывается невозможно прочесть. Обычно затруднение можно преодолеть, выбрав подходящую кодировку через меню «Вид» / «Кодировка». Если это не помогает, нужно попытаться найти гиперссылку – часто они имеются на стартовой странице сайта – позволяющую получить документ в «читаемой» кодировке, если, разумеется, разработчик этого сайта такую возможность предусмотрел. Современные браузеры: MS Internet Explorer, Opera или Mozilla Firefox в большинстве случаев автоматически настраиваются на правильное соответствие кодировки загружаемого документа и кодировки, в которой этот документ отображается (Подробнее о кодировках см. ниже в разделе «Проблема кодировок кириллицы»).


Дополнительно

Более подробно можно познакомиться с этими вопросами в пособии А.В.Юркова " ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ"