ХОР

Добавь свой голос

Повышение квалификации

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Обзор курса

Горюнова Марина Александровна
11/9/2008 10:08:57
Автор: Горюнова Марина Александровна

Главная цель данного ниже обзора курса - установить связь между содержанием курса и ожидаемым результатом обучения в виде представления плана внедрения новых управленческих механизмов на локальном уровне с целью повышения качества и доступности образования в ОУ посредством внедрения новых технологий, основанных на использовании современных средств коммуникации.
Надеемся, что приведенный ниже текст поможет слушателям получить представление о возможных новых перспективных направлениях развития ОУ, планирования деятельности методических объединений и организации повышения квалификации педагогического коллектива, откроет новые источники информации и возможности организации мероприятий, позволит укрепить сотрудничество с родителями и общественными организациями, и в целом - повысить качество и доступность образования в ОУ.

Получив общее представление о подходах к изучению тем курса, Вы сможете затем более глубоко познакомиться с каждой из них на основе материалов соответствующих разделов при поддержке преподавателя и самостоятельно. В статье "Учебно-методический комплекс" приведено соответствие УТП и учебно-методических материалов.

Если сравнить материалы близких по названию курсов для администрации ОУ и для педагогов, то часть тем пересекается, и это согласуется с пониманием роли администратора - быть в курсе основных подходов к использованию Интернет-коммуникаций в учебной и воспитательной работе, чтобы осознанно и эффективно внедрять их в деятельность различных звеньев ОУ.
Итак, расставим основные акценты.

Интернет-коммуникации позволяют обеспечить оперативный доступ к нормативно-правовым документам и новостной информации

Организация работы ОУ строится, несомненно, на основе нормативно-правовых документов различного уровня, среди которых Закон об образовании, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и др. В настоящее время активно идет работа по разработке образовательных стандартов второго поколения, с учетом вызовов информационного общества. Большое внимание в них уделяется развитию качества личности 21 века, привлечению общественности, повышению роли семьи и ее ответственности. Вы можете познакомиться с презентацией руководителя проекта - Кондакова А.М. "File: articles_343_kondakov.ppt ". Заметим, что существует официальный сайт, посвященный вопросам образовательных стандартов. Информация о всех федеральных образовательных ресурсах есть на Федеральном портале "Российское образование".

Обращаем внимание, что, начиная Учебный год, стоит заглянуть на сайт Всероссийского Интернет-педсовета - 2008 по теме «Оценка качества и содержания образования». Акцент сделан на личных способностях учителя, школьного коллектива, администратора системы образования — определять цели и задачи оценки качества в конкретных условиях, подбирать или создавать средства, инструменты оценки и единицы измерения, адекватно применять их на практике, проводить анализ полученных данных, изменять в соответствии с ними условия организации образовательного процесса в конкретных условиях.

На этом сайте Вы найдете самые последние новости в области образовательной политики нашего государства, авторитетные обсуждения, ссылки на важную информацию. Например,проект четырехлетней программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах», которая заменит собой Приоритетный национальный проект «Образование» и Федеральную целевую программу развития образования. Остановимся только на целях и задачах программы.
Цель госпрограммы: Внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Задачи госпрограммы:

  1. Обеспечение институциональных условий для развития результатов первого этапа приоритетного национального проекта «Образование».
  2. Внедрение в систему базового образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.
  3. Внедрение в систему образования эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
  4. Создание условий для модернизации институтов образования как инструментов социального развития.
  5. Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования , подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
  6. Обеспечение преемственности всех уровней образования на основе инновационных образовательных технологий, общих подходов к оценке качества, инструментов социального развития и непрерывного образования.

Интересны и комментарии к представленным документам.

Знакомы ли Вы с Моделью "Российское образование - 2020".
Наберите это словосочетание в строке запроса поисковой системы Яндекс или Google, и Вы получите целый список интересных и важных интервью, комментариев, обсуждений этого документа. Например, c директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорем Михайловичем Реморенко.

Для администрации ОУ доступ к широкому спектру информации и возможность ее анализа необходимы при проектировании программ развития образовательного учреждения, образовательных программ ОУ.

Необходимо быть в курсе не только федеральных, но и региональных стратегических документов. Например, на сайте Федеральной целевой программы развития образования 2006-2010 представлены и региональные программы развития, в том числе, Региональная целевая программа <<Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы>>.

Про приемы поиска информации в целом и специализированный поиск правовой информации рассказано в соответствующих рубриках методического сопровождения.

Интернет-коммуникации позволяют включаться в обсуждение новых идей и подходов российского и международного образования, получать консультации ведущих специалистов, участвовать в общественных рейтингах и опросах

Это утверждение прекрасно иллюстрирует уже названный Всероссийский Интернет-педсовет, поддерживающий широкий тематический спект форумов. Например, в организации внеклассной работы Вашего ОУ может оказаться весьма полезна информация авторского форума "Шахматы в образовании", автором и модератором которого яывляется сотрудник РАО Игорь Георгиевич Сухин, который хочет передать свою любовь к шахматам — всем!

Авторский форум эксперта-консультанта по управлению Владислава Ивановича Редюхина "Социальное партнерство" о том, в чем же смысл таких слов, как «Социальное партнерство», «педагогика сотрудничества», «консенсус», «кооперация», «коллективно распределенная деятельность», «сетевое сообщество»... Как пишет автор, смысл в том, что почему-то вместе лучше, чем поодиночке. Может быть не всегда, не во всём и не всем. Мы — разные.

С обсуждением статьи О школе и школьниках писателя Чуксина Н.Я., которая затрагивает тему воспитания мужчин, можно познакомиться на странице библиотеки Мошкова

На Педсовете советуем также познакомиться с докладами по номинациям:

Вы также можете принять участие в выборе лучшего доклада, если станете зарегистрированным пользователем Интернет-педсовета.

Обращаем внимание также на возможность создания своих Интернет-анкет, которые можно, например, разместить на сайте ОУ. Это реальный инструмент изучения, а порой, и формирования общественного мнения. В рубрике о создании Интернет-анкет вы найдете информацию о работе с бесплатными общедоступными программами для этих целей.

Регистрация - это общепринятый прием повышения ответсвенности за действия в рамках какого-либо Интернет-ресурса. В процессе регистрации Вы знакомитесь с правилами пользования и обязуетесь соблюдать их. Об этом более подробно идет разговор в соответствующей рубрике о правовых вопросах.

Такое же правило действует и в рамках портала "ХОР", на котором Вы сейчас находитесь. Для того, чтобы разместить новости ОУ, включиться в обсуждение форума и другие виды сетевой активности, необходимо пройти регистрацию (ссылка "Регистрация" в правой верхней части любой страницы портала). "ХОР" - один из ресурсов формирования сетевого педагогического сообщества Ленинградской области.

Интернет-коммуникации дают возможность любому человеку принимать участие в деятельности сетевых сообществ, позволяющих активно обмениваться информацией, опытом, мнениями, способствующих укреплению уверенности в себе и непрерывному повышению уровня собственных знаний и умений.

Понимая роль сетевых сообществ, руководители ОУ могут способствовать их развитию и формированию, тем самым способствуя развитию не только конкретного педагога, но и региональной образовательной информационной среды в целом.

Несомненно, руководители ОУ имеют представление о ресурсах Ленинградской областной корпоративной образовательной сети - ЛОКОС, на базе которой происходит дистанционное обучение школьников и ряд других образовательных мероприятий региона.

Еще раз привлекая внимание к региональному порталу "ХОР", отметим и ресурс сопровождения портала (ссылка "Образовательный портал" внизу любой из страниц "ХОР"а), статьи, которого поясняют технические особенности размещения информации.

Те же правила действуют на региональном портале поддержки проектной деятельности с использованием ИКТ на основе программы Интел "Обучение для будущего". Предлагаем внимательно отнестить к проектам выпускников, которые представлены на этом сайте. Их авторами являются учителя, воспитатели, логопеды, психологи Ленинградской области. Большинство разработок содержат богатый методический и дидактический материал и отражают опыт уже апробированных в деятельности ОУ проектов. Вы можете пополнить эту "методическую копилку" и материалами Вашего ОУ, разместив самостоятельно или передав на факультет информатизации образования ЛОИРО.
Если же у Вас возникнет решение обучить Ваш педагогический коллектив по успешно зарекомендовавшей себя методике программы Intel®«Обучение для будущего», то Вы сможете сделать это не только очно на базе ЛОИРО, но и дистанционно в рамках курса Intel"Обучение для будущего" на базе [http://www.intuit.ru Интернет-Университета информационных технологий]. Причем, совершенно бесплатно. Необходимую методическую поддержку обучения также готовы оказать в ЛОИРО.

Анализируя возможности дистанционного повышения квалификации педагогического коллектива в области ИКТ, следует обратить внимание и на другие курсы [http://www.intuit.ru Интернет-Университета информационных технологий], позволяющие повысить уровень владения офисными технологиями, получить основы работы по администрированию компьтерных сетей и ряду других актульных вопросов.

Дистанционно повысить квалификацию по широкому спектру педагогических проблем можно в [http://www.eidos.ru/ Центре «Эйдос»], но предупреждаем, что предложенное расписание занятий необходимо соблюдать очень четко, иначе вас просто отчислят с курса, несмотря на то, что вы заплатили за свое обучение деньги. Дистанционное обучение - это отнюдь не эквивалент индивидуальному обучению, имейте это в виду.

Интернет-коммуникации обеспечивают доступ к уникальным коллекциям мультимедийных материалов, позволяют повысить мотивацию использования ИКТ и активизировать обмен опытом

В работе методических объединений следует использовать потенциал таких сетевых сообществ, как ИнтерГУру - Интернет государство учителей, цели которого - оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержка новых образовательных инициатив. Среди его участников есть и представители Ленинградской области.

Несомненно, педагогический коллектив должен быть в курсе таких федеральных проектов, как "Коллекция ЦОР" и ИС "Единое окно", Каталог Образовательные ресурсы сети Интернет, которые ориентированы на обеспечение всех направлений образовательной деятельности мультимедийным сопровождением и интернет-поддержкой. Это результат работы многих людей и коллективов за немалые государственные деньги, ориентированные на повышение качества российского образования. Внимательно изучив материал этих проектов Вы сможете существенно пополнить арсенал педагогической мультимедийной коллекции ОУ. По крайней мере, такой результат следует ожидать. Приведем как иллюстрацию использования каталога ссылку на его рубрику Ресурсы для администрации и методистов. Уже было сказано выше, что информация о всех федеральных образовательных ресурсах есть на Федеральном портале "Российское образование".

Вопрос лицензионного программного обеспечения вовсе не потерял свою актуальность за счет временной проплаты лицензий пакета программ "Первой помощи". Стратегический курс остался прежним - переход на свободное программное обеспечение (ПО). Обращаем Ваше внимание, что коллекция свободного ПО насчитывает тысячи и тысячи программ самого разного назначения и вовсе не ограничивается альтернативной операционной системой Linux. Даже если вы продолжаете пользоваться платформой Windows, у вас есть богатый выбор прикладных программ, относящихся к классу свободного ПО, а также инструментальных сред и ресурсов в помощь учителям-предметникам. Некоторое представление об этом выборе можно получить на одной из страниц Национального Фонда подготовки кадров (НФПК), которая содержит подборку таких программ. Рекомендации НФПК носят, несомненно, официальный характер.

В воспитательной работе Интернет-коммуникации позволяют включать учащихся в интереснейшие сетевые проекты исследовательской и творческой (рисунок, история, фотография, ...) направленности. Создавать сетевые фотоальбомы путешествий, писать коллективные путевые заметки и т.д.
Каждая из затронутых тем может претендовать на отдельную статью, поэтому ограничимся ссылками на работы победителей дистанционных ученические конкурсов ЛОИРО прошлого учебного года, - публикация и презентация Тосненской СОШ №3.
Ваше ОУ может не только участвовать в таких конкурсах, но и стать авторами новых инициатив.

Обратим внимание на место расположения конкурсных работ - это Интернет-хранилища мультимедийных ресурсов. Тема сетевых сервисов Интернета необычайно привлекательна для учеников, поскольку это способствует изучению современных популярных возможностей Интернета. И эта тема будет нами лишь обозначена, но материалы портала "ХОР" позволят Вашему коллективу, если такое желание возникнет, глубже познакомиться с потенциалом Веб 2.0 и социальными сервисами. Среди представленных в соответствующем разделе материалов обратим внимание на блоги эстонских учителей - ведь лучше один раз увидеть, чем много раз услышать о таком сервисе, как блог. Появившаяся возможность размещения в Интернете объемных видео-материалов способствовала формированию банка учебных лекций по широкому спектру предметов и других видео-ресурсов, которые могут быть интересны и полезны при организации учебной и внеклассной деятельности.

Роль школьного сайта - Интернет-представительства ОУ- в обеспечении открытости, формировании общественного мнения, организации взаимодействия с родителями и широкой общественностью, может быть очень существенной. Но для этого необходимо четко спланировать и организовать работу коллектива по обновлению информации, проведению опросов, обсуждению актуальных для ОУ тем. Вы найдете рекомендации по содержанию и технологии его разработки на основе современных решений и предложений.
Обращаем внимание на предложение от RU-CENTER

Представить работу ОУ можно и на портале Интернет-поддержки конференции РОИС - Развитие региональной образовтельной информационной среды, материалы которой ежегодно издаются также в виде печатного сборника. Даты проведения РОИС-2008 - 15-16 декабря 2008 года.

В заключение остановимся на необходимости получения правовых знаний, позволяющих осознавать уровень ответственности за те или иные действия в Интернете и предотвратить возможные проблемы. Например, за несоблюдение авторских прав были сняты с конкурса "Серебряный пояс России" некоторые работы учащихся.
Основные приемы эффективной работы в Интернете, направленные на обобщение и систематизацию имеющихся заний, представлены на примере таких ресурсов, как портал ЕГЭ, энциклопедические и справочные ресурсы.

Авторы курса надеются, что материалы методического сопровождения позволят не только сделать обучение интересным и полезным, но помочь в дальнейишей послекурсовой деятельности и самообразовании.