Пример сетевой работы ученика ( к сетевому проекту учителя)
Горюнова Марина Александровна13/10/2008 01:19:08
Автор: Горюнова Марина Александровна
Это кусочек исследовательской работы ученика (уже аспирантки) в рамках предложенной темы сетевого проекта "РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА", которая может быть выполнена в любой сетевой среде, например, на портале, аналогичном "ХОР"у, в Летописи.ру или просто в виде сайта. Поскольку работа предполагает исследовательский характер, то и этот пример содержит необходимые элементы исследовательского отчета в виде рубрик, связанных с описанием идеи, выводами и т.д. Эти рубрики лишь обозначены, а не раскрыты полностью.
Естественно, это не образец, а лишь один из подходов к организации такой работы.
Название работы
ИМ В СОРОК ТРЕТЬЕМ ВЫДАЛИ МЕДАЛИ И ТОЛЬКО В СОРОК ПЯТОМ - ПАСПОРТА
Автор работы: Ильина Екатерина
Основная идея
Среди вопросов проекта "Родом из детства" есть такие:
- И родители были детьми? (Как докажете? )
- Где граница детства? (Можно ли её определить?)
Размышляя об этом, я решила распросить о детских годах свою бабушку, детство которой пришлось на годы Великой Отечественной Войны. Самый главный вопрос, на который я хотела получить ответ для самой себя: "А было ли детство у детей военного периода?"
Номинация "Воспоминания родных и знакомых" кажется мне очень интересной. Ведь в некоторых семьях есть очевидцы этих событий. Это так важно, выслушать их!
Вступление
У замечательного поэта Юрия Воронова есть такое стихотворение
В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.
Воспоминания бабушки
В 1940 году моя бабушка - Литвинова Валентина Ивановна - пошла в 1-й класс 137-й ленинградской школы. Ниже на фотографии можно увидеть какими они закончили свой первый учебный год.
И вот грянула война!
Жила она с родителями на окраине города и на лето, обычно, не уезжала. Она хорощо помнит, что 22 июня 1941 года, в каникулы, она была с дядей Колей (братом отца) на Финляндском вокзале, когда они впервые услышали из репродуктора объявление о начале войны. Николай Антонович погиб в первый же год войны на Ленинградском фронте, оставшись на фото навсегда молодым...
Осенью 1941 года их собрали, и объявили, что занятий в этом году не будет.
Всю блокаду семья Литвиновых пережила в своем доме - не окраине Ржевки. Возможно, это и спасло. Все таки была трава. Но и за нее боролись. Бабушка рассказывала, как яростно прогоняла с огорода какого-то чужака, который залез за травой. Это один из самых безобидных эпизодов того времени. Очень много народу умерло, случались страшные истории помешательства и немало других жутких историй. Вспоминала она и поддержку людей в трудных ситуациях, например, во время страшного взрыва вагонов со снарядами на станции Ржевка (а жили они совсем рядом), при которм за много километров в городе вылетали стакла из окон, они не только чудом остались живы, но и приносили с землянку одежду и утварь для тех, кто остался без крова.
А ещё вспоминает, как между "тревогами" бежали с подружкой на улицу и танцевали. Как продолжали учиться...
В 1942 году занятия возобновились. Учительница, Добольская Анна Николаевна, вела занятия одновременно с учениками 1- 4-го классов. Сидели вместе: первый ряд – первый класс, второй ряд – второй класс и т.д.
В 3-ем классе мальчики учились вместе с девочками. По воспоминаниям, мальчиков умирало особенно много... Один из ее одноклассников - Владимир Михайлов, позже написал такие стихи:
Image: articles_380_29.jpg
Image: articles_380_1kl.jpg Image: articles_380_4kl.jpg
Image: articles_380_foto.jpg
Ровесница моя
С худым лицом,
Закутанная в ватник,
как старушка,
Несло домой,
Прижав к груди, горбушку,
Чуть пахнущую
Хвоей и овсом.
А за спиною
Слышались шаги.
А за спиною
Кто-то тихо крался.
«Хотят отнять?
О, боже, помоги…»
В догадке страшной
Детский ум метался.
Но шаг за шагом
Из последних сил
Она к крыльцу родному
Шла упрямо.
Там младший братик
«Хлебушка» просил,
Там молчаливо умирала мама.
И вдруг
Чужая тонкая рука
Вцепилась в мякиш
Стынущего хлеба.
… Мальчишка
Жадно ел из кулака.
У девочки
В глазах кружилось небо…
О, девочка.
Жива ль теперь она?
Где мальчик тот?
Винить его не надо.
Да будет вечно
Проклята война,
Коль сохранится в памяти
Блокада.
В четвертом классе обучение опять стало раздельным. На фотографии - окончание четвертого класса, день выпускного вечера в мае. По воспоминаниям, классным руководителем была Евгения Николаевна, английский язык преподавала Полина Андреевна.
...
Материалы в Интернете
В Интернете есть много материалов, которые также посвящены рассказам о блокадном детстве:
- Блокадное детство. Автор статьи: Л.Г. Бородулина http://www.world-war.ru/article_598.html 9 октября 2009г.
- ...
Заключение (выводы)
Детство военных лет - это особый период. Но даже в такие тяжелые годы дети пытались учиться, играть... И бабушка не говорит, что детства у нее не было. Детство было! Но, к сожалению, не беззаботное и радостное, а омраченное очень тяжелыми воспоминаниями. Но и на их фоне были детские забавы, тепло и радость дома, дружба одноклассников. Они по-настоящему дружили. Дружба тех лет удивительно надежна! Их встречи продолжаются до сих пор, хотя приходит на них все меньше и меньше блокадных подруг.
Я разговаривала и с подругами-одноклассницами моей бабушки. Среди них есть такие, у кого, как и у бабушки, светятся глаза от воспоминаний о Детстве, несмотря на все тяготы. А есть и о те, кто вспоминает из своего детства в основном мрачные сюжеты. Возможно, им было особенно тяжело. Но мне все же кажется, что это зависит и от характера человека, от того, какие краски в его восприятии мира преобладают. Бабушка - человек очень светлый и сильный. Это я особенно почувствовала в разговоре о ее Детстве.
Что бы ещё хотелось сделать
Я поняла, что, раньше почти ничего не знала о том, как жили ребятишки военной поры. Бабушка рассказала мне много интересного про ее школу, учителей, друзей. Мне бы хотелось помочь бабушке больше узнать про ее школу сегодня.
Ещё я хочу оформить фотоальбом, в котором покажу старые и новые снимки рядом...