Особенности подготовки к уроку с компьютерной поддержкой
Татьяна Полякова21/2/2007 21:49:16
Автор: Татьяна Полякова
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Таким образом, в традиционную схему “учитель—ученик--учебник” вводится новое звено «компьютер», а в школьное сознание понятие «компьютерное обучение».
За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.
Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере.
Но есть и особые трудности. Большинство учителей начальных классов не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги готовы включать их в свою методическую систему.
Для эффективного применения компьютера на уроках в начальной школе следует учитывать некоторые особенности урока и особенности подготовки к нему:
№ | Особенности | Цель | |
---|---|---|---|
1 | Успешность урока складывается из четко поставленных целей использования компьютера на уроке | Особенности подготовки к уроку: Определить цель использования компьютера на уроке | |
2 | Продумать систему заданий. Возможно использовать готовые задания различных программ (Наставник,ИКС),либо создавать свои задания,учитывая уровень сложности.Такие задания позволяют реализовывать принцип индивидуализации и дифференциации процесса обучения | Продумать систему заданий, найти готовые, либо создать свои задания. | |
3 | Работа на компьютере дает положительные результаты, в тех разделах программы, где для формирования умений и навыков требуется большое количество тренировочных упражнений: формирование вычислительного навыка, разбор по членам предложения, разбор по составу, морфологический разбор слова, запоминание слов с непроверяемым написанием и др.Программный комплекс «Наставник»содержит большое количество тренировочных упражнений различного вида | Возможность использования большого количества тренировочных упражнений разных видов и разного уровня сложности. | |
4 | В практике нашей школы сложилось три варианта организации урока: Работа за компьютером в начале урока ( устный счет, подготовительные упражнения), Работа за компьютером в конце урока ( выполнение упражнений на закрепление, повторение ранее изученного), Чередование работы за компьютером с другими видами работы( изучение нового материала, наблюдения, сравнения и др.) | Продумать переход от работы за компьютером к другим видам работы. | |
5 | Использование новых средств обучения позволяет осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Программа предусматривает выбор режима тестирования: тренинг, самоконтроль, самоконтроль с поощрением. | Осуществление учащимися самоконтроля и коррекции своей учебной деятельности. « Наставник» Коррекция Тренинг Самоконтроль | |
6 | Наличие программно-методического обеспечения, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность. Интерактивная игра в ИКС позволяет наблюдать зависимость пути от времени, либо времени от скорости итд. | Возможность организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроке. Показать Медиатека ИКС | |
7 | Компьютер позволяет качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо. Снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку работы дает компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. | Качественное изменение контроля над деятельностью учащихся. Показать в ИКС или в «Наставнике» | |
8 | При подготовке к уроку учитывать многообразие программных средств учебного назначения, включающих в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. | Учет и грамотное использование многообразных программных средств | |
9 | Настоящим творческим стимулом для учителя является создание уроков-презентаций, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Есть уроки, где нужно на доске вычерчивать большое количество схем и опорных сигналов, для этого требуется много времени и места. Данная задача успешно решается с помощью компьютера и экрана | Возможность создания уроков- презентаций | |
10 | При разработке урока учитывать, что в процессе обучения происходят существенные изменения, связанные с использованием оптимальных приемов и методов обучения, однако активным творческим началом на уроке остается учитель, компьютер лишь поддерживает использование оптимальных приемов и методов обучения. | Приоритетная роль учителя на уроке | |
11 | Строгий учет гигиенических требований по использованию компьютеров в начальной школе. (Приложение ) | Строгий учет всех санитарно- гигиенических требований по использованию компьютеров в начальной школе. |
В заключении хочется сказать, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения, т.к. увеличивается объем тренировочных упражнений, активизируется внимание учащихся, их мотивация к учебной деятельности, к предметам. Кроме того, компьютер позволяет усилить индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Все эти факторы оптимизируют учебный процесс, делают его современным и интересным.
Ведь еще К. Д. Ушинский ставил перед педагогом задачу “учить учиться”. Он исходил из того, что “следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания”. Труды Л.С.Выготского, Эльконина Д.Б.,Гальперина П.Я., Занкова Л.В. показали высокие познавательные возможности детей младшего школьного возраста, готовность их к широкому обобщению, абстракции, овладению ими большим теоретическим материалом.
Так, что если задачей начальной школы является формирование учебной деятельности, то задачей применения компьютера на уроке, следует считать формирование учебной деятельности с использованием компьютера.
Возможности компьютера в формировании учебной деятельности трудно переоценить.
Результатом, прежде всего, является изменение самого ученика, его развитие.
Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №1.
2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.
3. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии.-2002.№3
4. Зайцева С.А., Иванов В.В.Современные информационные технологии//Интернет- статья
5. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1.
6. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.
7. Материалы 5 научной конференции студентов и аспирантов естественнонаучного факультета// Информационные технологии в образовании//Санкт-Петербург.-2002
8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
Приложение 1
Гигиенические требования по использованию персональных компьютеров в начальной школе.
В соответствии стребованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение об ее безопасности для здоровья детей. Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов выбирается помещения, ориентированные на север и северо-восток и оборудованные регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Недопустимо размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях. Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием. При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) должны иметь опору, а линия взгляда должна приходиться примерно на центр монитора или немного выше. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером желательно заниматься одному ребенку, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура -- 19...21° С, относительная влажность -- 55...62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации: оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся II...IV классов должна быть не более 15 мин;
с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности упражнения можно проводить в игровой форме.
Примерные правила поведения учащихся начальных классов в компьютерном классе заключаются в следующем:
• Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя. • Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся. • Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается. • Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.
Учителю необходимо придерживаться следующих рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях:
В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть переписаны на диск учителем, лаборантом, заведующим кабинетом или методистом по информатизации образования заранее. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая, при необходимости, детям правила поведения в кабинете информатики.
Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токопроводящие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.