ХОР

Добавь свой голос

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ (архив)

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Технология РКМ - основа компьютерного урока

Екатерина Сидорова
16/11/2006 12:15:22
Автор: Екатерина Сидорова

В статье обосновывается один из путей организации интегрированных уроков с использованием компьютерных технологий и образовательной технологии развития критического мышления.

Современный этап развития образования в России связан со следующими общемировыми тенденциями:

Использование в обучающем процессе современных технических устройств для преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

Устанавливаемые сегодня компьютерные классы, как правило, предполагают наличие локальной сети и выхода в Интернет. Учебным процессом управляет учитель в режиме активного общения с учащимися, допуская при этом элементы управления учебной деятельностью компьютеру с применением интерактивных обучающих программ, предполагая использование не одного компьютера, управление которым выполняет учитель, а компьютерного класса с возможностью организации работы учащихся на компьютере индивидуально, в парах и при необходимости в группах. Персональные компьютеры используются на уроке как средство повышения эффективности учебного процесса так как:

Имея такие существенные преимущества, компьютеры быстро внедряются и широко используются в обучающем процессе, но при этом возникают следующие теоретико-методологической проблемы, на которые обращают внимание ученые-педагоги Н.Ф. Талызина, Б.С. Гершунский, Коротков А.М.:

  1. межличностного общения или педагогических функций, которые не всегда могут быть возложены на компьютер в учебно-воспитательном процессе;
  2. эмоционального обучения в условиях компьютеризации, так как рефлексия на свои эмоции и чувства способствует более осознанному отношению к себе, самопознанию (последние исследования в нейропедагогике показывают, что эмоции являются необходимым фактором развития мозга);
  3. места персонального компьютера на различных стадиях урока.

К этому можно добавить психолого-педагогическую проблему учителя, состоящую в том, что меняется содержание труда учителя и характер психологической нагрузки. Основным содержанием становится не передача знаний в процессе диалога учителя с классом, а организация исследовательской активности школьников. Причем необходимо оперативное управление одновременной работой всех учеников класса в отличие от традиционных условий, когда оперативное педагогическое воздействие носит обычно индивидуальный характер, а оценка одновременной работы учащихся является отсроченной.

Все эти проблемы находят отражение в основных дидактических отношениях: «ученик-учитель», «ученик-изучаемый материал», «учитель-изучаемый материал», в которых компьютер остается, прежде всего, средством повышения эффективности учебной деятельности, а его место в контексте интеграции определяется целью организации и проведения такого вида учебной деятельности. В этом случае интеграция курсов является внешней, организационной, и для успешного применения новых информационных технологий необходимо создание соответствующих дидактических условий, к которым мы относим использование различных технологий обучения. Передача информации в отношениях «учитель – ученик» или «компьютер – ученик» не означает передачи знаний и тем более их присвоения, необходимо сочетать возможности информационных и коммуникационных технологий с технологиями обучения или возможностями традиционных эффективных методик.

Исследуя деятельность учащихся в учебном процессе с использованием персонального компьютера, ученые-педагоги делят ее на основную и вспомогательную. Основная деятельность учащихся. Она (эта деятельность), разумеется, не может быть передана компьютеру, поскольку любые знания и умения человека в конечном счете продукт его личной деятельности.

При проектировании урока необходимо учитывать, как указывают Машбиц Е.И., Талызина Н.Ф., что учащиеся должны в первую очередь проявлять активность по основной деятельности (содержанию предметной области), которая связана с овладением ими знаниями, умениями, навыками, формированием мировоззренческих, поведенческих и творческих качеств их личности вести диалог с учителем и учениками по теме урока, выполняя работу на компьютере, свою вспомогательную деятельность (поиск необходимой информации, создание условий для выполнения основной деятельности и т.п.), не имеющую прямого отношения к процессу усвоения и не связанную с изменениями целей обучения и его содержания, почти автоматически. Поэтому необходимо учитывать имеющиеся знания и навыки учащихся в области компьютерных технологий так как эта работа может быть передана машине, поскольку это приведет к экономии сил и времени учащихся, а следовательно, позволит им с большей продуктивностью выполнять основную деятельность.

Мы рассматриваем дидактический процесс как информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, её переработка и использование. Применяя технологию обучения, можно организовать данный информационный процесс строго управляемо. Мы рассматриваем информатизацию обучения не только как компьютеризацию, а как особый подход к организации обучения. К особенностям такого дидактического процесса относят изменение деятельности ученика и учителя:

В настоящее время в общеобразовательной школе мы сталкиваемся с проблемой педагогического характера: не разработана система, обеспечивающая эффективное использование компьютерной техники на бинарных уроках. Анализ ситуации в гимназии показывает, что сегодня учитель-предметник владеет персональным компьютером (может подготовить дидактический и методический материал к уроку), но испытывает трудности организационного характера при проектировании и проведении таких уроков. Как решение данных проблем мы предлагаем учителю использовать на бинарных уроках образовательные технологии. Технологичный подход к обучению, как отмечает Кларин М.В., ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок, ориентируясь на цели и опираясь в работе на оперативную обратную связь.

Одной из таких образовательных технологий является технология развития критического мышления (ТРКМ), которая является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д .Стилл, С. Уолтер.

ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. ТРКМ представляет собой совокупность стратегий и приемов, направленных на то, что бы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Использование данной технологии осуществимо в рамках традиционного урока. Важной характеристикой технологии является ее воспроизводимость на уровне педагогического процесса и педагогических результатов. (Краткое Описание образовательной технологии РКМ можно найти в разделе "пособие" на сайте http://www.kmspb.narod.ru.)

Принятие информации происходит в процессе осмысления, причем этот процесс осуществляется не только в отношении предложенной к изучению информации, но и в отношении совершаемых учащимися действий или операций.

Применение образовательной технологии развития критического мышления в синтезе с ИКТ связано с её особенностями.

  1. Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет, так и при обработке информации дискретного потока – обучении чтения учебного и научного текста. Логико-информационный подход один из элементов научной концептуальной основы данной технологии обучения. Халперн Д. отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.
  2. Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока в компьютерном классе.
  3. Проведение стадии рефлексии при использовании данной технологии обучения способствует процессу присвоения знаний. Халперн Д указывает компьютер наряду с буквами на бумаге и звуками речи в схеме процесса осмысления (рис. 1), т.е. символизация полученных в данном случае представлений означает, по Брунеру Дж., выполнение критерия познавательной деятельности человека – символизацию когнитивного опыта.

В данной схеме представление информации на экране компьютера является последней стадией понимания, стадией формализации мысли в той или иной форме, т.е. это та информация, которая была предварительно воспринята, осмыслена и преобразована в мышлении.

Проследить функции новых информационных технологий и технологии развития критического мышления в их синтезе можно на схеме (рисунок 2).

Image: articles_21_r2.gif

Рис. 2. Функции информационных технологий в процессе синтеза.

В режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой.

Библиография.

  1. Блейк С., Пейп С., Чошанов М.А., Использование достижений нейропсихологии в педагогике США, ж. Педагогика, №5, 2004г.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). – М. «Совершенство», 1998. – 512с.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Критическое мышление: технология развития. – СПб «СКИФИЯ», 2003. 237с.
  4. Каптелинин В.Н., Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы. Проблемы формирования компьютерной грамотности школьников, Жур. Вопросы психологии №5, 1986г.
  5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М. «Арена», 1995. 222с.
  6. Коротков А.М., Компьютерное обучение с позиций системно-деятельностного подхода, Жур. Педагогика №2, 2004г.
  7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.Педагогика, 1988. – 192с.
  8. Муштавинская И.В. Образовательные технологии как предмет педагогической рефлексии. – дисс. На соискание ученой степени к.п.н.
  9. Популяризация критического мышления. Сост. Стил Дж.Л., Мередит К., Темпл Ч., Уорлтер С., пособие 2. – М., 2000. 157с.
  10. Роберт И.В. Психолого-педагогические проблемы открытого образования // Электронные учебники электронные библиотеки в открытом образовании: Материалы Всеросс. Научн. Прак. Конференции. – М.:МЭСИ, 2001. стр.693-701
  11. Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс – научную основу.//Сов. Педагогика. 1985. №12 с.34-38 (с.37-38)
  12. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512с.