ХОР

Добавь свой голос

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ (архив)

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

О технологии РКМ

Екатерина Сидорова
16/11/2006 11:24:58
Автор: Екатерина Сидорова

Технология развития критического мышления является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта – Мередит К., Стилл Д., Темпл Ч., Уолтер С. Для того чтобы понять существенные признаки (характеристики) данной технологии обучения, необходимо осмыслить термин критическое мышление.

Загашев И.О. и Заир-Бек С.И., проведя анализ разнообразных определений критического мышления из различных научных источников (Джуди А.Браус и Дэвид Вуд, Рассел Б., Дайана Халперн), определяют критическое мышление как оценочное, рефлексивное, открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Здесь же они приводят ряд навыков, которые Рассел Б. определил как ряд «навыков мышления»: фокусирующие навыки, навыки сбора информации, запоминания, организации, анализирования, генерирования, интегрирования и оценивания. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую вышеперечисленные навыки работы с информацией. Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Данная образовательная технология представляет собой совокупность стратегий и приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Использование данной технологии осуществимо в рамках традиционного урока. Важной характеристикой технологии является ее воспроизводимость на уровне педагогического процесса и педагогических результатов. Структурно данная технология представляет трехфазовую модель.

Таблица 1.2.3. Структура технологии развития критического мышления

Кларин М.В. [71, с.50], исследуя особенности данной технологии, останавливается на её фундаментальной основе психолого-педагогических исследованиях Брунера Дж., посвященных восприятию и переработке информации, восприятию объектов и явлений, группировке частных, конкретных впечатлений в обобщенные категории. По результатам психолого-дидактических исследований при формировании понятий ключевыми являются следующие шаги, которые Брунер Дж. рекомендует учитывать учителю:

Дидактические исследования и разработки в сфере формирования понятий за рубежом в начале 80-х гг. суммировали американские ученые Теннисон Р. и Парк О. Они обратили внимание на то, что важнейшей чертой формирования понятия является понимание не только признаков данного понятия, но и его взаимосвязи с другими понятиями. Осознание включенности понятия в совокупность взаимосвязей способствует переносу знаний о понятии из одной области на знания из другой областей.

При рассмотрении информационной функции технологии развития критического мышления мы опираемся на схему функций трех фаз данной технологии, которую представляют Загашев И.О. и Заир-Бек С.И. в таблице следующим образом:

Таблица 1.2.4. Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Кроме того, что информационная функция присутствует на всех выделенных фазах, урок, проводимый в режиме данной образовательной технологии, предполагает активное информационное взаимодействие в дидактических отношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик».