Формирование информационной компетентности учащихся
Первутинский Валерий14/12/2006 19:43:21
Автор: Первутинский Валерий
В настоящее время одно из направлений модернизации образования является информатизация. В связи с этим возрастает роль информатики, как связующего предмета в процессе формирования информационной компетентности учащегося.
Стратегическая цель информатизации образования в соответствии с концепцией, разработанной Государственным научно-исследовательским институтом системной интеграции, состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности посредством использования новых информационных технологий. При этом в качестве стратегических задач выступают:
- Обоснование методологии информатизации образования;
- Создание новых информационных технологий обучения;
- Подготовка специалистов и обеспечение доступа к единой системе информационных ресурсов и обучающих программ всех пользователей.
Под новыми информационными технологиями обучения понимается системная разработка и применение комплекса средств и методов преподавания и усвоения знаний с учётом технических, общечеловеческих и интеллектуальных ресурсов в их взаимодействии.
Согласно Петербургской концепции образования предполагается, что выпускник средней школы должен обладать общекультурной, допрофессиональной и методологической компетентностью. По нашему мнению в этот список можно добавить информационную компетентность.
Под информационной компетентностью мы понимаем синтез знаний, умений помогающих целенаправленно работать с быстро изменяющейся информацией и способность решать нестандартные задачи на основе имеющихся знаний. Персональный компьютер выступает как инструментарий для эффективной работы с информацией. Информационная компетентность может выступать отдельным блоком или быть составной частью общекультурной, допрофессиональной и методологической компетентностей.
Информационную компетентность формируют все предметы школьного цикла, а задача информатики состоит в обобщении знаний о информации и формировании умений работать с этой информацией при помощи персонального компьютера.
По нашему мнению, если на уроках истории, биологии, химии, географии, музыки и т.д. применять информационные технологии, то результат обучения и формирование информационной компетентности учащихся возрастёт. Это возможно применив на уроке:
- Мультимедийную презентацию, подготовленную учителем или учащимися;
- Электронный учебник, обучающую программу;
- Выполнение лабораторной работы используя персональный компьютер;
- Поиск информации в базе данных или в сети Интернет и т.д.
Используя информационные технологии на уроках можно добиться:
- повышения наглядности на уроке;
- развития мотивов обращения к различным источникам информации;
- формирование навыков работы с информацией (умение организовать поиск необходимой информации, умение работать с отобранной информацией, структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям и т.д.);
- повысить интенсивность обращения к различным источникам информации.
Таким образом, используя информационные технологии на уроках общешкольного цикла, мы развиваем информационную компетентность учащегося, тем самым, повышая его подготовленность к жизни.
Все ли учителя «предметники» готовы применять информационные технологии на своих уроках?
Давайте обсудим этот вопрос в форуме!