ХОР

Добавь свой голос

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ (архив)

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Использование информационных технологий на уроках литературы

Admin
26/1/2005 00:00:00
Автор: Моисеева Оксана Владимировна, преподаватель литературы, МОУ СОШ №3 г. Сосновый Бор

Современный урок.. современный учитель... а может быть, начать надо с другого: современный школьник? Из года в год подростки, заполняющие школьные аудитории разительно меняются, стиль общения, кумиры, круг чтения...кто мог себе представить ещё десять лет назад школьника, который будет читать «Грозу» Островского с экрана домашнего компьютера, или выпускников одиннадцатого класса, которые приходят на выпускной экзамен по литературе, точно зная перечень тем сочинений, которые окажутся в запечатанном конверте, потому что они «..с ребятами ночью в Сети пошарились...»?

Двадцать первый век с его вечной нехваткой времени и разнообразием технических новинок, с появлением школьных предметов, о которых многие сегодняшние учителя читали в юности в научно-фантастических романах, во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети», с этим нельзя не считаться. В самом деле, кто это будет, обложившись учебниками и справочниками, готовиться к завтрашнему докладу по литературе (географии, биологии, экологии и т. д.), если можно «скачать» готовый реферат, красиво распечатать (не от руки же писать!) и даже «вставить» хорошенькую картинку. В итоге такой «работы» ученик сдаёт красиво оформленный реферат, не всегда даже вникая в его содержание, и получает оценку, не всегда соответствующую трудозатратам.

Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников миром классической русской литературы, проблемой, выдвинутой в произведении, как научить детей познавать литературу личностно, познавать не только художественные особенности, творческие поиски автора, но и самих себя? Да ведь и не хочется совсем уж глупо выглядеть, доверчиво принимая очередной «реферат», «доклад» или «домашнее сочинение».

Когда преподаёшь литературу в классе информационно-технологического профиля, решение этой проблемы может оказаться и таким: освоить информационные технологии, доступные школьникам, предложить задачу, решение которой потребует применения этих технологий, пройти вместе с учениками путь поиска информации в Сети, этап обработки и переработки этой информации.

А потом работа из обременительного задания превращается в совместный творческий проект. Вы вместе с детьми учитесь искать и спрашивать. Каждый школьник создаёт свою неповторимую творческую работу, соответствующую его уровню развития, кругозору, знаниям. Вы обнаруживаете, что дети прочитали (внимательно и с интересом!) всю «Войну и мир», многие освоили не только параграфы учебника, но и дополнительный литературоведческий материал Некоторые произвольно расширили область своих исследований, потому что «это взаимосвязано и очень важно для логики моей работы» или потому что «это оказалось очень интересно» и никто не ограничился тривиальным списыванием, а большинство ребят теперь весьма критично относятся к тому, что можно «скачать» из сети. Кроме того, учитель становится обладателем огромного количества иллюстративного материала, а некоторые из творческих работ уже могут быть использованы на уроках.

Итак, какие методы мы использовали в нашей работе?

Этап первый. Учитель определяет круг вопросов, т. е даёт индивидуальное задание каждому из учащихся, например:
1. Заполнить таблицу, используя информацию из учебника и из Internet
Годы жизни писателя, основные события Основные произведения, их художественные особенности. Иллюстративный материал
Цикл очерков «Севастопольские рассказы» Главный герой, проблематикаИдейно-художественные особенности, иллюстрации.
Рассказ «После бала» Главный герой, проблематикаИдейно-художественные особенности, иллюстрации
Роман «Анна Каренина»Главный герой, проблематика Идейно-художественные особенности, иллюстрации
Повесть «Воскресение»Главный герой, проблематикаИдейно-художественные особенности, иллюстрации
2. Создать статью для электронной литературоведческой энциклопедии: религиозно-философская программа Л.Н.Толстого, «Масоны и масонские ложи», «деятельность Сперанского» «генералы 1812 года», «Наполеон – кумир эпохи», «Декабристы» и др., используя информацию из учебника и из Internet;
3. Приготовить рефераты, доклады, тезисные планы, сочинения на заданные темы: «Любимая героиня Л Н Толстого», «Мысль семейная в романе – эпопее «Война и мир», семья Ростовых», «Мысль семейная в романе – эпопее «Война и мир», семья Болконских», «Путь духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского», «Философия войны в романе-эпопее Л Н Толстого», «Анализ эпизода» и др.
4. используя материалы к ЕГЭ, создать кроссворды и тесты.
5. Найти и классифицировать иллюстративный материал.
Этап второй.
На уроках информатики по теме "Интернет. Поиск информации в Интернет" ученикам была предоставлена возможность практической работы с Интернет-ресурсами без каких-либо ограничений. Информация найдена очень быстро и информации много, теперь следует оценка и отбор. Анализируя вместе со школьниками информацию, найденную в Internet, приходим к выводу о том, что по качеству информация эта весьма разнородна: рефераты, в большинстве своём оформлены неверно – нестандартные поля, нет нумерации страниц, отсутствует план реферата, нет списка литературы и т.д.; кроме того, литературные достоинства некоторых опусов оставляют желать много лучшего - ошибки речевые, грамматические, синтаксические – словом, весь набор школьных ляпов. Эта аналитическая работа очень полезна, потому что учитель избавлен от необходимости что-то запрещать или навязывать – дети сами приходят к выводу, что Internet – лишь источник информации, которую ещё надо переработать и дополнить материалами учебника и справочников, поэтому в итоговых работах в списке использованной литературы ссылки на Internet указаны в одном ряду с учебниками и справочниками.
Этап третий.
Что со всем этим теперь делать?
А вот теперь наступает время индивидуальных консультаций, и это, на мой взгляд, самый информативный и поучительный момент для преподавателя. Скажу о своих ощущениях: на этом этапе совместной работы я прониклась чувством глубокого уважения к своим ученикам, которые не только знают неизмеримо много о современных информационных технологиях, но и щедро делятся своими знаниями, сохраняя при этом терпение, тактичность, снисходительность, так что, кто кого здесь консультирует – большой вопрос.
В итоге этой работы некоторые первоначальные замыслы несколько трансформировались – появилась идея объединить несколько тем в web-страницу, а некоторые таблицы дополнились рефератами и сочинениями, кроме того, обнаружилась острая необходимость наряду с освоением литературного и литературоведческого материала освежить некоторые знания по истории России и обратиться за консультациями к учителям истории, теперь многие работы, изначально предназначенные к использованию на уроке литературы, вполне могут оказаться полезными и преподавателям истории.
Этап четвёртый.
Использование готовых работ в процессе преподавания литературы. Сразу отмечу, что задания для школьников продумывались мной с учётом тематического планирования уроков литературы. Каждая работа представляет собой опережающее задание, т.е ребёнок знает, что например, на следующей неделе в среду он выступает со своим докладом. Такие опережающие задания мы готовили и прежде, но теперь мы это делаем на качественно ином уровне – с использованием информационных технологий, теперь школьник не просто делает сообщение, он показывает через мультимедийный проектор свою работу, делая необходимые комментарии. Таким образом школьники воспринимают информацию многоканально: здесь задействовано слуховое, зрительное, эмоциональное восприятие, кроме того, каждый ребёнок получает возможность творчески самореализоваться. Полезно и наглядно может быть использован материал об исторической эпохе, представленной в романе, о людях, ставших прообразами литературных героев, картины художников – современников Наполеона и Кутузова, исторические зарисовки, карты Европы и России, схемы военных сражений, в которых принимают участие герои романа – всё это будит интерес к произведению, заставляет вглядываться в детали, облегчает работу с текстом, позволяет проникнуть в авторский замысел.
Некоторые работы целесообразно, на мой взгляд, анализировать на уроке-семинаре, когда несколько ребят глубоко разрабатывают частную тему в рамках общей широкой тематики, например, тема «Мысль семейная в романе –эпопее «Война и мир», может быть представлена докладами «Семья Ростовых», «Семья Болконских», «Женские образы в романе», «Элен Курагина и Наташа Ростова». Подобное сведение нескольких докладов в урок–семинар позволяет проанализировать большой объём информации, кроме того, наглядность, с которой представлена эта информация, позволяет школьникам с лёгкостью прийти к пониманию авторской позиции.
Отмечу в заключение, что формы работы с информационными технологиями могут стать обыденными и привычными на различных этапах урока - освоение нового материала, закрепление и обобщение, творческие и контрольные работы и др. Сложность, на мой взгляд, заключается лишь в том, как организовать и распределить рабочее время учителя, потому что провести урок с использованием информационных технологий – самое простое и приятное дело. А найти часы (и минуты!) на осуществление подготовительного этапа –самого важного в этом процессе – вот основная проблема! В моём случае подготовительный этап осуществлялся частично на уроках литературы, частично на уроках информатики, частично – в личное время - т.е. на энтузиазме детей и учителей.
Приношу глубокую благодарность за помощь и сотрудничество преподавателям информатики ср. ш. № 3 г Сосновый Бор Удальцовой Александре Ивановне, Глезденеву Виктору Ивановичу и учащимся 10 «Б» класса.