ХОР

Добавь свой голос

Публикации ЛОИРО

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Как преподавать математику

Татьяна Константиновна Кутаева
19/2/2008 18:31:57
Автор: Татьяна Константиновна Кутаева

За много лет преподавания математики в школе мои взгляды на преподавание математики в школе кардинально менялись.

Иногда я боялась чего-то не рассказать, не поделиться какой-то новой идеей, не дать новый метод решения задач. Я наполняла сосуд знаниями, от которых в голове ученика становилось тесно мыслям. А если опираться только на память, то ученика трудно зажечь. Мне всегда хотелось на последнем уроке в одиннадцатом классе сказать ученикам: «Я дала вам все, что хотела и могла вам дать». Но этого не получалось никогда, хотя всегда были факультативы, спецкурсы, элективные курсы по математике. Я с ужасом воспринимала тот факт, что уходят мои ученики из школы, а я им что-то не успела, не смогла, забыла дать. А ведь большинство из них выбирало профессию, связанную с математикой. Потом поняла, что мои переживания бессмысленны.

Обучать надо основам научно-исследовательской деятельности. Ученика надо увлечь, а недостающие знания он возьмет сам.

Ученика надо увлечь, а недостающие знания он возьмет сам.

Цель занятий математикой в школе: интеллектуальное развитие, профессиональная ориентация школьников. Ученик на каждом уроке должен иметь возможность проявить свои сильные стороны. Планка изучения математики для каждого ученика должна быть поднята так, чтобы ученик едва смог до нее дотянуться, но обязательно смог. Для тех, кто свяжет свою жизнь с математикой, рамки изучения математики должны быть расширены, а для остальных такими, чтобы ученик смог успешно себя реализовать на школьных выпускных экзаменах и в любое время при желании и необходимости подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ.

Для эффективности изучения математики предмет должен быть достаточно сложен. Никогда не понимала термин: учить математику. Вся тригонометрия, например, умещается на единичной окружности. Ее надо глубоко понимать, уметь анализировать. Большинство теорем геометрии ученик может «открыть» сам, нужно только перед ним поставить проблему; и доказать тоже сам: нужно только сообщить ему метод доказательства.

Поисковые работы предоставляются чрезвычайно полезными и интересными. Речь идет не о «скаченных» из Интернета фактах, очень сложных и непонятных. Речь идет о фактах, которые ученик смог увидеть и доказать сам или с помощью учителя. Ученик с помощью учителя должен донести эти факты до сознания остальных учеников, да и не просто донести, а зажечь и их своей идеей.

Я стараюсь сделать так, чтобы ученик на уроке смог выбрать такой вид индивидуальной работы, который наиболее способствует его индивидуальному развитию.

Если ученик не дотянется до нашей «планки» требований, то он выпадает из учебного процесса. Это недопустимо, это преступление перед ребенком, это нарушение профессиональной этики.

С каждым уроком надо усложнять индивидуальный подбор заданий. У учащихся автоматически возрастает самооценка и уверенность в своих силах.

Среди разнообразных видов творческих работ особенно интересны предложения компании INTEL в рамках программы «Обучение для будущего», которую приняли к реализации в системе образования.

Согласно этой программе учащиеся разрабатывают проект, в центре которого решение какой-либо проблемы через анализ больших блоков информационного и иллюстративного материала, найденных в научной и популярной литературе, в том числе в Интернете.

Проект должен носить проблемный, исследовательский характер. Материалы проекта, представленные ярко и наглядно, должны пробудить желание поучаствовать в разрешении проблемы.

Не будет результата, если нет необходимой мотивации. Невозможно зажечь ученика, если не горишь сам. Учитель должен передать частицу самого себя, своего отношения к делу, своего понимания предмета, своего взгляда на каждую теорему, на каждую задачу.Задача не должна быть просто номером в учебнике, она должна быть праздником для ученика, ибо должна открывать новое и быть ступенькой в будущее.Все это помогает моим ученикам и мне достигать высоких результатов на олимпиадах разного уровня и на вступительных экзаменах в ВУЗы.

Кутаева Т. К.- учитель математики Кингисеппской гимназии.