ХОР

Добавь свой голос

Ленинградский областной конкурс профессионального педагогического мастерства 2020

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Моя профессиональная позиция. Управление сельской школой: проблемы и опыт их решения.

Галина
30/5/2020 11:16:29
Автор: Галина Александровна Веройнен

Моя профессиональная позиция

Управление сельской школой: проблемы и опыт их решения

Сельская школа… Есть ли какие-то особенности у этого типа образовательных организаций? Каким должен быть руководитель сельской школы? В чем формула успеха в управлении сельской школой? На эти непростые вопросы я ищу ответ уже более 10 лет – в должности директора, и более 30 лет – как учитель. Сельская школа – особый мир. Он более «камерный», чем школа городская, но в то же время более открытый социуму. Ведь зачастую сельская школа – центр культурной и просветительской работы не только для школьников, но и для жителей поселения. В Лопухинском образовательном центре обучается 199 детей, а это значит, что вместе с ними нашими социальным партнерами являются более 600 родителей, бабушек и дедушек. Школе 43 года, и более 1000 её выпускников – наши друзья и коллеги. В эту школу я пришла 39 лет назад выпускницей Гатчинского педагогического училища, и многие родители нынешних школьников были моими учениками. Теперь, как директор школы, я должна умело сохранить эту связующую разные поколения нить и организовать взаимодействие таким образом, чтобы максимально использовать накопленный опыт для развития образовательного центра. С одной стороны, кажется, что у сельских детей меньше возможностей для выстраивания профессионального обучения и карьеры, чем у городских. Но всегда были те, кто успешно оканчивал обучение в школе, поступал в ВУЗ, занимал высокие должности. Пример этому – выпускник нашей школы, а ныне Губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко. Но, конечно, не для каждого выпускника сельской школы была открыта такая дорога. Введение ЕГЭ значительно повысило возможности поступления в престижные ВУЗы для сельских школьников. А реализация всех федеральных проектов Национального проекта «Образование» сделает их дорогу к успеху ещё более широкой. Но как управлять образовательным учреждением в эпоху таких серьёзных перемен в школьном образовании? Отвечу – очень непросто. Роль директора обязывает обеспечивать благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свой коллектив, и себя в том числе. Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми руководителями, очень мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное – терпимость к окружающим. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает – это его коллектив. Руководитель добивается чего-либо,только умело организовав командную работу. А поэтому одна из главных задач эффективности работы руководителя – умение понимать людей, верно оценивать их знания и умения, учитывать особенности характера. Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Директор – финансист, потому что нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Директор – стратег, т. к. необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современной школы. Директор – педагог и организатор, ведь он управляет всеми участниками образовательного процесса: педагогическим коллективом,ребенком, родителями. Я должна постоянно проявлять заботу о роли учителя в коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Директор – лидер, мотивированный на победу. Только личной заинтересованностью, включенностью во все процессы можно повести за собой коллектив и добиться успеха. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т. к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками. Это моё твёрдое убеждение, подтверждаемое практикой. Получается, что в современных условиях руководитель образовательной организации – не просто директор – он и Учитель, и менеджер, и бухгалтер, и психолог, и очень чуткий и справедливый человек. Он должен выслушать и услышать любого участника образовательного процесса – и горящего идеями молодого учителя и его уставшего более старшего коллегу, и слишком инициативного или, наоборот, чем-то недовольного родителя, и радостного или расстроенного ученика. А ещё есть дворники, уборщики, дежурные по зданию. И представители комитета по образованию. И работники централизованной бухгалтерии. И различные проверяющие… И со всеми нужно найти общий язык, и конструктивно взаимодействовать. Как это сделать? В одиночку – никак. Только коллектив школы, объединённый общими идеями, может вывести школу на достойный уровень. Проблема кадров существовала в сельской школе всегда. Я и мой коллектив гордимся тем, что в наших рядах – 13 наших выпускников, занимающих в школе различные должности. Мы давно поняли, что только вместе мы – сила! Своим примером я должна вдохновлять педагогический коллектив. Именно поэтому постоянно работаю над собой, узнаю новое и стараюсь быть открытой ко всем инновациям – это единственный путь к развитию вверенной мне школы.Для развития инновационной деятельности в школе директору необходимо грамотное, умелое владение новыми технологиями. Электронные журналы и дневники, интерактивное оборудование, организация дистанционного обучения – принципиально важно приспособиться ко всем новшествам, которые диктует школьная реальность. Только когда я на собственном опыте поняла, как полезно и удобно пользоваться современными технологиями в работе, это стало толком к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом. Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу –обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.В реализацию федеральных проектов национального проекта «Образование» мы включились очень активно. Сейчас 100% наших школьников в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» охвачены дополнительным образованием. Этому способствует предусмотренная статьёй 15 Федерального закона «Об образовании в РФ» возможность организации сетевого взаимодействия. Наша сеть включает Центр информационных технологий, Центр детского творчества, Детско-юношескую спортивную школу, Гостилицкую школу с её «Точкой роста». А дополнительные возможности в образовании учащиеся получили со вступлением команды нашей школы в Ломоносовскую академию естественных наук и искусств. Это сразу расширило рамки традиционных образовательных программ и нашими социальными партнёрами стали АНЭО «Друзья Балтики», АНО ИПК «Прикладная экология», петербургское отделение Русского географического общества. С 2020 года мы вошли и в проект «Цифровая образовательная среда», в рамках которого наши учащиеся смогут повысить свои образовательные результаты, используя современное цифровое оборудование. Следующим нашим шагом станет создание собственной «Точки роста», а дальше – включение во все проекты национального проекта «Образование», в которые может включиться сельская школа. Тем более, что с 2018 года наша школа стала образовательным центром, присоединив к себе малокомплектную школу и детский сад. Это, конечно, добавило сложностей, но и расширило наши возможности. Не все просто и гладко. Но при поддержке коллектива силы для продолжения работы находятся, хотя это и непросто. Ведь одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель всё знает, умеет, может! А если не знает, – то узнает, найдёт выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться, он не отмахнётся от твоих проблем или идей, он поможет и поддержит. Приятно, что в нашем коллективе такая поддержка обоюдна – коллектив всегда поддерживает мои идеи и начинания. Пример этому – программа экологического воспитания нашей школы, которую я предложила коллегам и школьникам и по которой мы работаем уже несколько лет. У нас закуплено оборудование для Открытой школьной лаборатории, которым пользуются не только наши ученики и учителя, но и учащиеся других школ района. Вместе мы создали первую в районе экологическую тропу по уникальному памятнику природы Ленинградской области – берегам Радоновых источников и озёр в деревне Лопухинка. Тропа очень популярна у местных жителей и туристов. Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессо-устойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные проявления. Его постоянно окружают люди,и совсем и из них, независимо от настроения и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые отношения. Иногда это бывает сложно сделать, но внутренний голос говорит тебе: «Вперед! Нас ждут великие дела!». Но контроль над эмоциями не означает их полное отсутствие. Контролируя свои чувства, я ищу подход к каждому, кто оказался в непростой ситуации, и стараюсь подобрать нужные слова для всех, кому они необходимы. Ученик, который переживает из-за годовой оценки, родитель, беспокоящийся о том, примут ли его ребенка в новом классе, и даже учитель, который сомневается, как лучше преподнести материал урока – они должны знать, что всегда могут обратиться за помощью и советом к директору, который воспримет их проблему серьезно и увидит пути её решения. Именно от политики директора зависит то, какой имидж сложится у школы в глазах мам и пап, которые задумываются над выбором учебного заведения для своих детей, в глазах педагогов, которые стремятся попасть в благополучный коллектив. И, конечно, в глазах учеников, для которых школа на долгие годы становится вторым домом. По мнению Д.В. Бухарова, необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности, поскольку желаемое поведение отдельных из них в отношении школы может различаться. Например, для жителей поселения важна социальная позиция школы, для родителей – высокий процент поступления в вузы, для партнеров (других образовательных учреждений) важна конкурентная позиция организации – склонность к агрессивному отстаиванию своего статуса или к установлению сотрудничества. Мы создаём имидж культурно-образовательного центра, исторически ориентированного не только на учеников, но и их родителей, других жителей Лопухинки. Медалисты нашей школы, большой процент выпускников, поступающих в ВУЗы – индикатор качества образования. А созданная и постоянно расширяемая сеть социальных партнёров говорит сама за себя – мы открыты, мы готовы к сотрудничеству. Что нужно, чтобы быть успешным руководителем, неся на своих плечах громадную нагрузку и ответственность? Главное – смотреть вперед и видеть цель, принимать взвешенные решения, действовать и непременно завершать начатое дело. Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Может быть, это звучит несколько пафосно, но я убеждена, что от способности директора школы принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счёте, будущее России. В последние годы моим девизом стало высказывание экономиста, публициста, педагога Питера Фердинанда Друкера. Он сказал: «Эффективный руководитель концентрируется на возможностях, а не на проблемах». И я стараюсь всегда следовать этому принципу.

ссылка на ролик на ютуб https://youtu.be/KBXggOHJ2yQ