ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2018 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Педагогическая находка

Елена
2/4/2018 20:45:31
Автор: Елена Терентьева

«Раннее профессиональное ориентирование дошкольников через поддержку игровой активности и детской инициативы»

Раннее профессиональное ориентирование детей дошкольного возраста является очень важным, поскольку в наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Вспомните свои мечты в детстве. Кем мы с вами хотели быть? Учителями, врачами, космонавтами. А современные дети мечтают о другом. Они хотят быть менеджерами, банкирами, режиссерами. Подрастающему поколению трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать дело своей жизни. Часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их деятельности. Поэтому очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Говоря о знакомстве дошкольников с миром профессий, я не имею в виду простое формирование знаний и представлений о существующих профессиях, а говорю о начальном этапе профессионального самоопределения.  В своей работе я стараюсь найти разумное равновесие между свободным развитием ребенка и педагогическим сопровождением этим развитием, которое выражается в различных формах участия в проектировании возможного жизненного пути подрастающего человека, организации пробы сил в разных направлениях деятельности, ориентации в собственных возможностях для самоопределения в будущей жизни. Но как грамотно построить эту работу, не навязав ребёнку своего мнения о той или иной профессии, о его собственных возможностях и способностях? На сегодняшний день не одна из существующих программ не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка. Как не мешать детям играть? Как сберечь их игровое пространство, ценность их воображения и фантазий….. Как использовать полученные знания из огромного информационного поля? Как нам, педагогам, не забыть, что игра — это то, чем должен жить ребенок…. Ответы на эти и многие другие вопросы, думаю, волнуют многих. Об этом нам сегодня говорят и целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования. Все это стало для меня отправной точкой в поиске эффективных технологий, методик, практик, да и просто рассуждений. Поэтому, основное направление в работе ориентировано на: выявление способностей детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение реализации способностей, интересов, склонностей дошкольников; формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий через использование игровых и информационно – коммуникационных технологий. В результате данной работы дети приобретут следующие качества: любознательный, активный: проявляли интерес к различным профессиям взрослых, задавали вопросы. Самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссёрские игры на основе специфики различных профессий; чтобы дети были эмоционально отзывчивые: эмоционально реагировали на профессиональную деятельность взрослых, испытывали гордость за профессиональные достижения своих родителей; чтобы дети были способны управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдали элементарные общепринятые нормы и правила поведения: относились к труду взрослых и его результату как к ценности, любили трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых; имели первичные представления о себе, семье, обществе, государстве и природе: осознавали цели и содержание профессий. Диапазон методов и приемов, которые я использую в работе по раннему профессиональному ориентированию, достаточно вариативен и связан с: Выделением социально-нравственной составляющей содержания образования; Стимулированием переигрывания дошкольниками разнообразных социально-нравственных чувств и эмоций; Обогащением, уточнением и систематизацией представлений о нормах и правилах поведения; Самоанализом и самооценкой детьми собственных нравственных действий и поступков. Я предлагаю использовать разнообразные формы взаимодействия с детьми: Одной из таких форм является игровая тематическая ситуация. При организации игровой ситуации большое внимание уделяется обогащению предметно-игровой среды, при этом среда должна легко трансформироваться. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

 

Если в игровую тематическую ситуацию мы добавим когнетивный компонент, то эта ситуация становиться образовательной. Например: дети играют в строителей, создают завод мороженного, или ферму, мы предлагаем им подсчитать, сколько понадобилось красных деталей для строительства, или сколько булочек понадобиться для определенного количества гостей в кафе "Сластена".

 

Ситуация общения привлекает детей к обсуждению и анализу поступков и выработки социально-нравственных оценок. При этом общение может проходить не только воспитатель – ребенок, но и ребенок – ребенок.

 

Знакомство с миром профессий не возможно без – художественного слова. Художественное слово помогает мне вызвать у ребёнка стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом.

 

Одна из интереснейших форм погружения в мир профессий промышленный туризм. Промышленный туризм отличается от экскурсии тем, что во время экскурсии ребенок является сторонним наблюдателем за деятельностью взрослых и знакомиться с их трудом наблюдая со стороны. А промышленный туризм - непосредственное участие в труде взрослых. Вот недавно мы с детьми пришли в прачечную: дети не просто наблюдают за работой взрослых, а трудятся вместе с ними, подсчитывают и складывают полотенца, достают чистое белье.

 

Еще одна малоизвестная игровая технология это Геокешинг. Дети с помощью карты отправляются в путешествие по группе или территории ДОУ (в зависимости от возраста детей). И передвигаясь от одного пункта в другой, в соответствии с картой, дети выполняют задания, в пункте назначения, тем самым приобретают новые знания или навыки в процессе игры.

 

Информационно-коммуникативные технологии сегодня очень плотно вошли в нашу жизнь, это является и неотъемлемой частью детской субкультуры. С помощью компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, к примеру "Цифровая лаборатория Наураша в стране Наурандии", дети могут познакомиться с такими понятиями как электричество, магнит, и это позволяет нам расширить диапазон изучаемых профессий. С помощью ИКТ мы можем совершить виртуальное путешествие туда, где физически побывать не можем по причине территориальной удаленности, например отправиться на шоколадную фабрику, или даже побывать на нашей атомной электростанции.

 

Таким образом я организую пробы сил в разных направлениях деятельности, после чего дети начинают ориентироваться в собственных возможностях, а это первый шаг профессионального самоопределения в будущей жизни.