ХОР

Добавь свой голос

Конкурсы 2017 года

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Педагогическая находка

Анастасия
3/4/2017 00:07:36
Автор: Анастасия Сергеевна Кондратьева

Материалы к конкурсу "Воспитатель года 2017" "Оставляйте всегда что-то недосказанное,

 чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, 

что он узнал". Сухомлинский В.А

      Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
 Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение. 

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс.

 Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий.

Поэтому использование инновационных педагогических технологий открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников . Одним из наиболее эффективных методов в образовательном процессе на наш взгляд является проектно- исследовательский метод

 Ребенок-дошкольник  уже сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к  экспериментированию..

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, , О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. «Экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний» Н.Н. Поддъяков Экспериментирование — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. А исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Моя задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: • при выборе объекта исследования; • при поиске метода его изучения; • при сборе и обобщении материалов; • при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

 Данные  методы поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.

Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Рассматривая исследовательское обучение, как один из основных факторов развития детей мы реализуем взаимодействие основных составляющих образовательного процесса: единая система мониторинга, профессиональная компетентность педагогов, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений ребенок – воспитатель – родитель, правильно организованная предметно-развивающая среда.

Работу по развитию поисково-исследовательской деятельности я организовала поэтапно: Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. • Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования • Разработала и провела мониторинг детей , с целью в течении всего проекта фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей, провела анкетирование родителей и педагогов, • Оценила условия реализации исследовательской деятельности с детьми

• В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие данные: проанализировав в целом результаты мониторинга, пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления. Развивающая среда в моей группе не способствовала развитию у детей поисково- исследовательской деятельности, а так же по результатам анкетирования и в ходе бесед преобладал низкий уровень педагогической компетентности родителей в области детской исследовательской деятельности. На основе изученного теоретического материала и диагностики мною были определены цели и задачи работы, ожидаемые результаты, намечены основные формы работы с детьми, родителями и педагогами. Цель исследовательской деятельности: развитие у детей исследовательских способностей, устойчивого интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Задачи: 1.Повышение уровня познавательных способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность. 2. Реализация новых проблемно-поисковых технологий и технологии проектирования, формирующих развитие познавательной активности дошкольников 3.Совершенствование условий для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов. 4. Создание ИКТ-комплекса, поддерживающего и обеспечивающего систему работы ДОУ по исследовательской и проектной деятельности. 5.Организация методического сопровождения педагогов в вопросах исследовательской и проектной деятельности. 6.Интеграция непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей. 7. Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования дома. Переход родителей и статуса пассивных наблюдателей в статус активных и непосредственных участников

В своей работе по организации исследовательской деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников: • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); • природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); • дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей); • активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); • творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности). Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения, уже сейчас видны результаты работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. С детьми Во первых, прежде всего ,в своей работе по организации исследовательской деятельности я сделала акцент на то, что взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, Конечно ,в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превратились бы в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Но я веду себя так, ,чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми стараюсь не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

 Данные  методы помогают мне поддерживать  детскую познавательную инициативу ,получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, способствую прямыми и косвенными приемами руководства вместе с детьми нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления, детской пытливости, эмоционального пробуждения детской фантазии. Рассматривая исследовательское обучение, как один из основных факторов развития детей , я стараюсь реализовать взаимодействие основных составляющих образовательного процесса: мониторинг, компетентность педагогов, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений ребенок – воспитатель – родитель, правильно организованная предметно-развивающая среда. В группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования созданы отдельные тематические уголки: -уголок «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне. - «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. -Игровой уголок содержит развивающие игры и упражнения -книжный уголок «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы). Приобретено оборудование для исследовательской деятельности: центр песка и воды, столы для песка и воды, дидактический стол, наборы для сенсорного развития и исследований, лупы, компасы, глобус, микроскоп. Приобретены две опытно-цифровые лаборатории «Наураша» , ноутбук для фиксации и демонстрации опытов, Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений . Часть занятий проводятся на экологической тропе: дети наблюдают за деревьями и фиксируют в паспорте тропы здоровья Я определила выбор темы экспериментальной деятельности, соблюдая следующие правила: 1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Вот проводимые темы исследовательской деятельности с детьми Игра с водой «Веселые капельки» • • Игровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками). • • «Будем учиться заваривать чай» (Знакомство с горячей водой) • • Интегрированное занятие: Речевая игра «Солнышко или дождик» (рисование дождика). • • Занятие «купание куклы Аришки» (опыт превращение воды из горячей в теплую). • • Беседа по рассказу «Как люди речку обидели» • • Ознакомление с художественной литературой «Течет река» (стих Б. Заходер). • • Игра с водой «Тонет – не тонет». • • Игра – эксперимент «Цветочек распускается». • • «Мир красок и чувств» (творческо-экспериментальное занятие) • Интегрированное занятие «Нам водичка добрый друг» С каждой возрастной группой познавательно-исследовательская деятельность усложняется

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. • В младшей группе (3–4 года). Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления В результате постоянной работы с педагогами и родителями по обновлению содержания образования, поиску новых форм и методов организации образовательного процесса, внедрению инновационных форм и методов работы у воспитанников в период с 2015 по 2016г значительно повысился уровень познавательных способностей, уверенность в собственных силах, расширился кругозор. Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе , с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей . Они пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе , с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений . У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей . Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

 Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты совместной работы

С педагогами: Для воспитателей были проведены обучающие семинары: «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование» «Организация поисковой деятельности детей дошкольного возраста», «Моделирование: опыты и наблюдения», «Проектная деятельность в дошкольном учреждении», Семинар практикум «Детское исследование, как метод обучения дошкольников», «Фантазирование, воображение и исследовательское поведение ребенка»

 Круглый стол «. Поисковая активность как основа творчества»

« Роль образа и образного мышления в исследовательской деятельности ребенка» Консультации «Требования к оформлению творческих работ дошкольников», «Детское экспериментирование как метод обучения дошкольников». «Задачи и принципы исследовательского обучения», «Роль проектного метода в повышении профессиональной компетенции педагогов ДОУ», «Создание развивающей среды в группе для активизации познавательной активности детей. Разработаны памятки и рекомендации «Содержание уголков экспериментирования», «Работа над детским проектом». Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, по которым дети находят сходства и различия между изображениями, в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки, собраны коллекции обучающих игр по изучению строения человека, мультимедийные игры на развитие мыслительной деятельности, созданы мультимедийные обучающие презентации. Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта полушарий, электронное пособие «Природа. Человек. Общество», которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». «Исследования – путешествия» инициируются воспитателями, но принимаются ребенком, так как носят характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач. С родителями: Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам, а лучшие работы защищаются на педсоветах. Педагоги оказывают родителям помощь в структуре и оформлении проектов. Кроме этого, родители привлекают детей к благоустройству территории, уходом за комнатными . Результаты анкетирования родителей (2016 учебный год) показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. Результаты анкетирования родителей на начало 2016 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров. Новизной внедрения экспериментальной деятельности является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического материала в работе с детьми. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит и способность к самостоятельным открытиям. Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, я стремлюсь создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком!

.Семинар практикум «Детское исследование, как метод обучения дошкольников» 1. Поисковая активность как основа творчества 2. Роль образа и образного мышления в исследовательской деятельности ребенка. 3. Фантазирование, воображение и исследовательское поведение ребенка Консультации «Требования к оформлению творческих работ дошкольников», «Детское экспериментирование как метод обучения дошкольников». «Задачи и принципы исследовательского обучения», «Формы организации и методы исследовательского обучения», «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками», «Роль проектного метода в повышении профессиональной компетенции педагогов ДОУ», «Создание развивающей среды в группе для активизации познавательной активности детей. Содержание уголков экспериментирования» Разработаны памятки и рекомендации -Работа над детским проектом. -Организация исследовательской деятельности и др. Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, по которым дети находят сходства и различия между изображениями, в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки, собраны коллекции обучающих игр по изучению строения человека, мультимедийные игры на развитие мыслительной деятельности, созданы мультимедийные обучающие презентации. Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта полушарий, электронное пособие «Природа. Человек. Общество», которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». «Исследования – путешествия» инициируются воспитателями, но принимаются ребенком, так как носят характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач. С родителями: Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам, а лучшие работы защищаются на педсоветах. Педагоги оказывают родителям помощь в структуре и оформлении проектов. Кроме этого, родители привлекают детей к благоустройству территории, уходом за комнатными .

Для родителей разработаны рекомендации «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию» «Опыты в домашних условиях» Проведены консультации: Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников «Почему дошкольнику полезно быть исследователем», Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». На родительском собрании были предложены игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье. С помощью презентации знакомим родителей с разными темами исследовательских работ. Разработаны шпаргалки для родителей: «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы» и др С детьми: В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. .: «Наблюдаем за явлениями природы». «Воздух-невидимка», : «Волшебная кладовая» «Кудесница вода», «Чудо магниты», «Волшебство звуков», «Световая энергия», «Вес и сила», «Наша планета Земля». . • Игра с водой «Веселые капельки» • • Игровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками). • • «Будем учиться заваривать чай» (Знакомство с горячей водой) • • Интегрированное занятие: Речевая игра «Солнышко или дождик» (рисование дождика). • • Занятие «купание куклы Аришки» (опыт превращение воды из горячей в теплую). • • Беседа по рассказу «Как люди речку обидели» • • Ознакомление с художественной литературой «Течет река» (стих Б. Заходер). • • Игра с водой «Тонет – не тонет». • • Игра – эксперимент «Цветочек распускается». • • «Мир красок и чувств» (творческо-экспериментальное занятие) • Интегрированное занятие «Нам водичка добрый друг Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

• Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. • В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. • Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. • Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. • В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления Экспериментирование в организованной деятельности

 

В соответствии с общеобразовательной программой «От рождения до школы», опытническая деятельность запланирована во всех возрастных группах детского сада начиная с младшей в области «Ознакомление с миром природы».

 

Экспериментирование в свободной деятельности

 

Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

 

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

 

• наборы для опытов с инструкциями-картинками; • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; • писчие принадлежности для фиксации результатов.

• Проект был проработан в течении трех месяцев. И включал в себя три мини-проекта "Капелька". В котором дети знакомились со свойствами воды путем эксперимента. А также мини-проект "В мире камней". • В результате мы вместе с детьми подготовили красивейшую выставку "Волшебные превращение камней", в которой были выставлены совместные работы детей с родителями по росписи на камнях. Сделаны, с использованием расписанных камней, развивающие игры. Такие как; "Расставь по величине", "Найди что изменилось" и другие. И мини-проект "Веселый песочек". • «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать» • П. П. БЛОНСКИЙ • Цель проекта: • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента. • Задачи: • - Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. • - Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней. • - Учить детей делать выводы на основе опытов. • - Участвовать в посильной практической деятельности. • - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. • Актуальность проекта: • Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. • Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. • Организационно-подготовительный этап. • * Определение проблемы, цели и задач проекта. • * Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ. • * Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе. • Основной этап • (цикл практических дел). • Опыты и занятия с водой • Сначала смотрим, наблюдаем, • Затем с водичкой мы играем. • И вот он истины момент – • Проводим мы эксперимент. • • Игра с водой «Веселые капельки» • • Игровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками). • • «Будем учиться заваривать чай» (Знакомство с горячей водой) • • Интегрированное занятие: Речевая игра «Солнышко или дождик» (рисование дождика). • • Занятие «купание куклы Аришки» (опыт превращение воды из горячей в теплую). • • Беседа по рассказу «Как люди речку обидели» • • Ознакомление с художественной литературой «Течет река» (стих Б. Заходер). • • Игра с водой «Тонет – не тонет». • • Игра – эксперимент «Цветочек распускается». • • «Мир красок и чувств» (творческо-экспериментальное занятие) • • Интегрированное занятие «Нам водичка добрый друг» • Опыты с воздухом • А воздух, он объект особый, • Его руками не потрогать. • Чтоб его увидеть глазом • В трубочки подули разом. • Потом на радость детворы • Надували мы шары. • Всю эту так сказать работу • Назвали умным словом «опыт». • • Игра «Надуваем мы шары» (вдыхаем и выдыхаем воздух). • • Опыт-эксперимент «Чем мы дышим» (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки). • • Опыт «Может ли воздух быть сильным?». • Опыты с песком • Возле речки мы гуляли • И песочек набирали. • Мы песочек насыпаем • И внимательно наблюдаем. • А потом его намочим, • Будет интересно очень. • И из мокрого песочка • Строим домик для мышонка. • • Игра «Песчаный дождик» (рассматриваем свойства сухого песка). • • Игра «лепим куличики» (рассматриваем свойства мокрого песка). • • «Домик для мышонка» (игры с мокрым песком). • Занятия и экспериментирование с камнями • На прогулку мы пошли, • Камни разные нашли. • Камни в воду мы бросали • И в ладошках их держали. • • Игра-исследование «Какие камешки бывают». • • Игра на развитие воображения «Живые камни» • • «Зачем человеку нужны камни» (ознакомление с окружающим) • • «Разноцветные камешки и картины» (лепка). • • «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу). • • Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». • Заключительный этап • (продукты проекта). • Папка – раскладушка «Мы экспериментируем» • «Домик для песка» (ящик с песком для игр и экспериментов) • «Музей камней» • Презентация занятия «Нам водичка добрый друг». • Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Мир воды», «Мир камней, «Мир воздуха Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей, а такжепротиворечие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Теоретической базой данной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет детское экспериментирование, которое и является ведущим на протяжении всего дошкольного детства. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: • при выборе объекта исследования; • при поиске метода его изучения; • при сборе и обобщении материалов; • при доведении полученного продукта до логического завершения — представления результатов, полученных в исследовании. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности: • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). • Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно. • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Цель: • Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Задачи: • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность. В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников: • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); • природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием); • дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психо-физические, личностные способности и возможности детей); • активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); • творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности). Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория). Основное оборудование мини-лаборатории: • приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; • разные виды бумаги; • красители: гуашь, акварельные краски; • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Детское экспериментирование в условиях ДОУ: Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.). В строке «Цветы» отмечают день появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «Уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением, также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая, хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает. В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка в моей группе задала вопрос: «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми. Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение, какие условия необходимы для роста растений. Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Например, в средней группе — круговую диаграмму. Каждый сектор окрашен в определенный цвет: желтый — осень, белый — зима, зеленый — весна, красный — лето. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребенку обобщать и сохранять информацию. Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними мы начинаем с 4 лет. В этом возрасте развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки — снег, дождь, град; свойства песка, воды; утро — вечер, день — ночь и т. д.), а также знакомим с объектами живой природы — комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями. • • Ожидаемые результаты Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в подготовительной группе? Итог педагогического процесса должен быть следующим: У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни. Все что нужно - на виду Что такое уголок экспериментирования в ДОУ? Уголок экспериментирования в ДОУ должен состоять из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны и иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов. Экспозиция не должна быть статичной: дети быстро теряют интерес к тому, что постоянно на виду. Наиболее приемлемым вариантом станет тематическая выставка к каждому занятию. В день, когда изучаются свойства магнитов, в уголке экспериментирования будут находиться не только исследуемые объекты, но и образцы различных металлов и иных материалов: дерева, пластика, резины, минералов и т.д. Вообще же, уголок экспериментирования в подготовительной группе в обязательном порядке должен содержать в себе все, что требуется для того, чтобы изучить вес, притяжение, время, простые химические реакции и физические явления. В большинстве своем это бытовые вещи, которые мы используем в повседневной жизни.