ХОР

Добавь свой голос

ЛИТЕРАТУРА

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел
Категории

Материалы к олимпиадам по русскому языку и литературе

Михаил
1/3/2007 12:34:08
Автор: Л.К. Иванова, В.Ю. Попкова, В.А. Терешина

Библиография:

Русский язык

I блок. 9 класс.

1. Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательным острый, помня при этом, что в каждом из них оно должно выступать в ином значении, чем в остальных.

2. Укажите, какой из перечисленных грамматических признаков глагола: наклонение, время, вид, лицо, род, число - есть у любой формы данной части речи?

3. Случайно ли совпадение первых слогов в словах конкурс и конкуренция? Аргументируйте вашу точку зрения.

4. Сравните сделанный В.Микулич прозаический перевод поэмы В.Гюго «Бедные люди» с отредактированным Л.Н.Толстым окончательным вариантом. Попытайтесь объяснить мотивы правки.

Перевод В.Микулич Окончательный текст
Тёмная, бурная ночь. В бедной рыбачьей хижине сидит у огня Жанни и чинит старый парус из грубого холста. Она слышит, как свистит и воет ветер, как барабанит в окна дождь, как гудят, плескаясь и разбиваясь о берег, волны. На дворе шумит непогода, темно, холодно – в бедной рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи трещит хворост и пылает огонь; на полке блестит чисто вымытая посуда. В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны… На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух ещё огонь; на полке блестит посуда.

5. По заданному образцу продолжите текст в том же стиле и жанре (60 – 80 слов). Молчалин глуп, когда дело заходит о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах; но он умён, как дьявол, когда дело идёт о его личных выгодах.

(В.Г.Белинский)

6. Напишите (по типу теле- или радиорекламы) антирекламу на одну из предложенных тем:

Ответы к первому блоку.

2. Указать вид. 3. Определено общее в значениях: «столкновение» (этимология – через польский язык от латинских слов – concoursus – “стечение, столкновение, встреча” - и concurrere – “сбегаться, сталкиваться»).

II блок. 10 класс.

1. Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких – ошибочное. По возможности дайте самостоятельное объяснение происхождения этих слов.

Раздолье. Место, которое из-за его широты можно разделить на много долей.

Рукопашный. Сложное суффиксальное прилагательное, образованное на основе корней, обнаруживаемых в словах рука и пахать (в значении «махать», ср. «опахало»).

Соловей. Птица носит такое название, потому что поёт всегда в одиночку, соло.

Тихомолком. Возникло путём сложения наречий тихо и молком (т.е. «молчком», «молча»).

2. Сравните два предложения:

1) За окном поезда мелькали дома, пруды, перелески.

2) За окном поезда мелькали дома, пруды и перелески.

Представьте себе, что и первое, и второе предложения взяты из разных сочинений о летнем отдыхе. Как вы думаете, какое из этих сочинений будет больше похоже на лирическую зарисовку, а какое – на деловое описание поездки?

3. Случайно ли совпали первые слоги в словах компот и композитор? Аргументируйте вашу точку зрения.

4. Напишите (по типу теле- или радиорекламы) антирекламу на одну из предложенных тем:

5. По заданному образцу продолжите текст в том же стиле и жанре (60 – 80 слов). Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел и было такое чувство, как будто я заразился от него… А конец Базарова? А старички? А Кукшина? Это чёрт знает как сделано. Просто гениально.

(Из письма А.П.Чехова А.Суворину от 24 февраля 1883г.)

6. Сравните отрывок из басни Н.И.Иванова «Блоха и Муха» в первоначальном варианте и после правки Л.Н.Толстого. Постарайтесь объяснить смысл внесённых исправлений.

Первоначальный вариант

Жили-были, забыл в каком царстве, блоха и муха. И повстречались они.

- Здравствуй, тётка! – молвила блоха.

- Здорово, родная! – молвила муха.

Блоха жила в деревне, а муха в городе.

- Как твоё житьё? – спрашивает блоха.

- Какое теперь житьё? – говорит муха. – Житьё плохое.

- Что так?

- Плохо, говорю: завелась теперь у нас в городе такая чистота да порядки, хоть беги – житья нету.

- Ой ли?

- Право! Влетишь это в богатый дом, думаешь, пожива будет, глядь – шиш. Пообедают али там что другое – сейчас налетят холуи, всё уберут под замок…

Окончательный вариант

Повстречались раз блоха с мухой. Блоха идёт из деревни, а муха из города. Поглядела блоха на муху и не признала сразу. Живот подтянут, ноги длинные и вся сухая. Подивилась и муха на блоху; сплющилась вся, как засушинка, и горбатая стала.

- Здорово, - говорит блоха.

- Здорово.

- Откуда бог несёт? – говорит блоха.

- Да из города, - говорит муха. –А ты откуда?

- А я из деревни. Что ж так засохла? – говорит блоха. – Или житьё в городе плохое?

- Да что житьё, - говорит муха, - плохое, хоть беги.

- Что так?

- Да плохо совсем, завелась теперь у них в городе такая чистота и порядки. Влетишь в богатый дом, думаешь, пожива будет, глядь – пообедают, сейчас налетит прислуга, всё уберут, что сами вылижут, а что под замок спрячут…

Ответы ко второму блоку.

  1. раздолье – связано с дол, т.е. «просторное, ровное место»; соловей - по окраске – соловый, т.е. «серый, желтоватый»; рукопашный и тихомолком – толкования даны верно);
  2. общее в значениях: идея собирательства, компоновки (этимология – от латинского componere – «собирать»).

III блок. 11 класс.

1. Три слова в каждом приведённом ниже ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и вычеркните лишнее слово:

2. Случайно ли совпадение первого слога в словах филология, философия, филармония, филантропия? Аргументируйте вашу точку зрения.

3. Из одних и тех же слов, употребляя их в разных формах, постройте как можно большее число различных предложений: друг, журнал, прочитать.

Примечание: В каждом предложении должны быть использованы все три слова. Все слова употребляйте только в форме единственного числа, глагол – только в форме изъявительного наклонения. Исключите неполные предложения. Не составляйте предложений, которые различаются формально только порядком слов, а также предложений с вопросительной и восклицательной интонацией.

4. Напишите (по типу теле- или радиорекламы) антирекламу на одну из предложенных тем:

5. По заданному образцу продолжите текст в том же стиле и жанре (60 – 80 слов). Возврат к Пушкину

Пушкин – это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин – это какая-то странная вечность. В то время как романы Гёте уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны.

(В.Розанов)

6. Сравните два текста – черновой и окончательный – из вступления к повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». Учтите, что опущенные автором слова взяты в скобки, новые варианты выделены шрифтом.

Черновой Окончательный
Я слез в канаву и согнал (влезшего) в цветок шмеля и, (так как ножа у меня не было), (стал) (отрывать) цветок. Мало того, что (он) (колол) со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, (стебель) (его) был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по (одной) разрывая волокна. Когда я оторвал, (я измял цветок), (потом) он своей аляповатостью и не (шёл) к нежным и (тонким) цветам букета. Я пожалел, что погубил (эту) (красоту), и бросил (цветок). Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, - он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его.

Ответы ко третьему блоку.

  1. «лишнее» слово храбрец, так как остальные слова образованы от глаголов; время, так как разносклоняемое слово; взор, так как в этом слове приставка в-, а в остальных - вз-; заезжать, так как в остальных словах нет приставки за-; тысяча, так как только это числительное.
  2. общее – «люблю» (этимология – от латинского phileo – «люблю»);

IV блок. 9 класс.

Устное высказывание на одну из предложенных тем.

  1. «Самая великая сила на Земле – мысль человеческая» (Ф.Абрамов.)
  2. «Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро» (Ф.Абрамов.)
  3. «Умно говорить трудно, умно молчать – ещё труднее» (Кристиан Боуви, американский писатель, издатель 19 века.)
  4. Какое слово меня больше всего обижает и какое радует?
  5. Где спрятана душа слова?
  6. Почему «язык идёт вместе с жизнью народа»?
  7. О чём могут рассказать дома?
  8. Всё ли покупается и продаётся?
  9. Интересный человек. Каким я его себе представляю?
  10. Почему взрослые не играют в игрушки?
  11. Слово о любимом писателе.
  12. Мой друг – словарь.
  13. «Знание – это орудие, а не цель» (Л.Н.Толстой.)
  14. Есть один человек, перед которым мы все в долгу…
  15. Можно ли жить на свете без поэзии?
  16. «В минуту жизни трудную…» (М.Ю.Лермонтов.)
  17. «Отечества достойный сын» (размышление о наших современниках).
  18. «За» и «против» компьютера.
  19. «Я не люблю…» (В.Высоцкий.)
  20. «Человеческое общение – это обмен ценностями, а умение вести разговор – это талант» (Стендаль.)

V блок. 10 класс.

Устное высказывание на одну из предложенных тем.

  1. «Расширить свои знания можно лишь тогда, когда смотришь в глаза своему незнанию» (К.Д.Ушинский.)
  2. «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям» (Д.С.Лихачёв.)
  3. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский.)
  4. «Слово – выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним» (Л.Н.Толстой.)
  5. «… употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус» (В.Г.Белинский.)
  6. «Страх перед возможностью ошибки не должен отвратить нас от поисков истины» (Гельвеций.)
  7. «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли» (Н.И.Жинкин.)
  8. «Удивление есть начало всякой мудрости» (Сократ.)
  9. «Ученье – это труд, и должно остаться трудом» (К.Д.Ушинский.)
  10. «Язык всем знаниям и всей природе ключ, Во слове всех существ содержится картина» (Г.Р.Державин.)
  11. «Слова – образы, словари – это вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер.)
  12. «Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но необратимо…» (К.Паустовский.)
  13. Если бы я был(а) журналистом на радио, или на ТВ, или в газете…
  14. «Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры» (В.Сухомлинский.)
  15. «Нужно брать самое простое, самое обычное и в нём находить красоту» (И.Левитан.)
  16. Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура.
  17. «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной…» (П.Вяземский.)
  18. «Я ставлю сущность выше слов, Но верьте мне на слово: Смысл не в буквальном смысле слов, А в превращеньях слова» (С.Кирсанов.)
  19. «Но только и ты поработай, читатель, - Тоннель-то роется с двух сторон» (И.Сельвинский.)
  20. «Что в человеке хорошо и дурно сразу? – Язык» (Анахарсис.)

VI блок. 11 класс.

Устное высказывание на одну из предложенных тем.

  1. «Рукописи не горят…» (М.Булгаков.)
  2. Его я считаю истинным мастером русского слова…(мой любимый писатель.)
  3. «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чём невозможно говорить – о том следует молчать» (Л.Витгенштейн.)
  4. «Недостаток образования и внутренней культуры ведёт к чувству неполноценности, а значит, и самоуничижения» (В.Астафьев.)
  5. «В науке об образовании есть пять проблем: кого учить, почему учить, чему учить, как учить и с какой целью учить» (академик А.И.Берг.)
  6. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» (А.И.Куприн.)
  7. «Орфография слова есть биография слова» (В.П.Срезневский.)
  8. «Словом можно убить – и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить» (В.А.Сухомлинский.)
  9. «В начале было Слово: и Слово было у Бога: и Слово было Бог…» (Евангелие от Иоанна, начало.)
  10. «Доводы, до которых человек додумался сам, кажутся ему куда более убедительными, нежели те, что пришли в голову другим» (Б.Паскаль.)
  11. «Когда течёшь в лаве, не замечаешь жара. И как увидеть время, если ты в нём?» (Ю.Трифонов.)
  12. «…Какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть» (Ф.М.Достоевский.)
  13. «Нет сказок причудливее, чем сама жизнь» (Х.К.Андерсен.)
  14. «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который надо зажечь» (Н.Заболоцкий.)
  15. «Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но ещё яснее, когда он владеет мыслью» (В.Г.Белинский.)
  16. «Структуру мира человек отражает в языке, вот почему язык является одним из основных ключей к познанию реальности» (Б.Рассел.)
  17. «Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь» (М.Цветаева.)
  18. «Высшее счастье в жизни – это уверенность в том, что вас любят; любят ради нас самих, вернее сказать – любят вопреки вам» (В.Гюго.)
  19. «Что слава? – яркая заплата На ветхом рубище певца» (А.С.Пушкин.)
  20. «Сегодня самый универсальный язык, на котором могут разговаривать люди всей планеты, - искусство» (Ф.Абрамов.)

VII блок. 9 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

Первый мороз

Ноч.. прошла под больш..й чистой луной и к утру лё.. первый мороз. Всё было седое но луж.. (не)замерзали. Когда ..вилось со..нце и раз..грело то дерев..я и травы обдались такой сильной р..сой такими св..тящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей что на эту о..делку (не)хватило(бы) алмазов всей нашей земли.

Особе(н,нн)о хороша была св..ркающ… (с)верху (до)низу королева сосна. Молодой с..бакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин)

2. Прочитайте текст «Первый мороз», ответьте письменно на вопрос: какие языковые средства использует автор для раскрытия главной мысли.

3. В предложенных отрывках найдите придуманные авторами слова. Постройте словообразовательную схему каждого выписанного вами неологизма, укажите лишнее слово.

4. Найдите синонимы среди приведённых фразеологических оборотов, определите их общее значение словом или словосочетанием:

как плешивому гребень;

как вкопанный;

как дурень с писаной торбой;

как снег на голову;

как собаке пятая нога;

как прошлогодний снег;

как изваяние;

как курица с яйцом;

как мёртвому припарки;

как с луны;

как рыбе зонтик;

как из-под земли.

5. Назовите ситуацию, в которой уместно использование следующих форм речевого этикета.

Выражение просьбы:

Сохранив значение (выражение просьбы), измените речевую ситуацию и приведите соответствующие формы речевого этикета.

6. По данному образцу напишите небольшой (до шестидесяти слов) текст в том же стиле.

Начало осени

Сегодня на рассвете одна пышная берёза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листиком на тёмную ёлку. Вслед за этим, пока рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад. Я оглянулся вокруг себя…

(М.Пришвин)

Ответы к VII блоку. 9 класс

1. Первый мороз

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

3. стынь от стынуть

прозелень от зелень (лишнее)

бормот от бормотать

выбель от выбелить

цветь от цветёт (или цвести)

4.

VIII блок. 10 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

Деревья в лесу

Снежная п..роша. В лесу очень тихо и так тепло что только вот (не)та..т. Деревья окруж..(н,нн)ы снегом ели повес..ли гр..мадные тяж..лые лапы берёзы скл..нились и (не)которые даже согнулись м..кушками до самой земли и стали круж..вными арками. Так вот и у деревьев как у людей (не,ни) одна ёлка (не)склонит(?)ся (не,ни) под какой тяжестью разве что сломит(?)ся а берёза чуть что и скл..ня..тся. Ель царству..т со своей верхней мутовкой а берёза плач..т.

В лесной снежной тиш..не фигуры из снега стали так выр..зительны что странно становит(?)ся Отчего думаеш.. они (не,ни)чего (не)скажут друг другу разве только меня замет..ли и ст..сняют(?)ся? И когда полетел снег то казалось буд(то) слышиш.. ш..пот снежинок как разговор между странными фигурами.

(М.Пришвин)

Мутовка – группа ветвей, листьев или цветков, расположенных на стебле на одной высоте (бот.).

2. Прочитайте текст «Деревья в лесу», ответьте письменно на вопрос: какие языковые средства автор использует для раскрытия главной мысли.

3. Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами - соответствиями. Например: агитатор – волнователь; горизонт – глазоём;

гимнастика – ловкосилие …

Какие заимствования должны были заменить, по мнению В.И.Даля, эти слова: Соглас, подобень, сине–алый, сверкалец, числословие, себятник, путевик, дальнеразговорня.

4. Вставьте слова, пропущенные в составе фразеологизмов. Объясните значения и происхождение исконно русских фразеологических оборотов.

Валаамова …; потёмкинские …;

ахиллесова …; ариаднина …;

мамаево …; прометеев …;

прокрустово …; эзопов …;

пиррова …; бальзаковский …

5. Назовите ситуацию, в которой уместно использование следующих форм речевого этикета.

Выражение извинения:

Сохранив значение (выражение извинения), измените речевую ситуацию и приведите соответствующие формы речевого этикета.

6. По данному образцу напишите небольшой (до шестидесяти слов) текст в том же стиле.

Голод человека

Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано столько-то вместить и больше не можешь. Но если ты сумеешь это выразить …

Ответы к VIII блоку. 10 класс

1. Деревья в лесу

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей мутовкой, а берёза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, - думаешь, - они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами.

3.

4. Валаамова ослица; ариаднина нить;

IX блок. 11 класс

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.

Метель

(М.Пришвин)

2. Прочитайте текст «Метель», ответьте письменно на вопрос: какие языковые средства использует автор для раскрытия главной мысли.

3. Определите, что общего в этимологии слов (учащийся выбирает одну любую группу слов).

4. Укажите, в каких фразеологических оборотах имя существительное не обозначает птицу.

5. Назовите ситуацию, в которой уместно использование следующих форм речевого этикета.

Выражение одобрения и согласия:

Сохранив значение (выражение одобрения и согласия), измените речевую ситуацию и приведите соответствующие формы речевого этикета.

6. По данному образцу напишите небольшой (до шестидесяти слов) текст в том же стиле и озаглавьте его.

С давних пор существуют два способа перестройки и улучшения жизни: путь социальных реформ и путь нравственного самовоспитания, нравственного самосовершенствования, которое так усиленно и страстно проповедовал Лев Толстой …

(Ф.Абрамов)

Ответы к IX блоку.

1. Метель

Бывает в душе как будто метель, мысли летят, летят, и никак ни одну не поймаешь, и в то же время нет ни малейшей тоски, и вся эта метель мыслей в душе совершается как бы при солнечном свете. Из этого внутреннего мира, где никак теперь невозможно поймать мысль, чтобы ею заняться, я выглядываю, наконец, в мир внешний и вижу, что там тоже при полном солнечном свете по серебряному насту тоже перебегают струйки позёмки – метелицы.

Необычно прекрасным кажется мир, когда он соответственно продолжает и бесконечно расширяет и усиливает мир внутренний. Я узнаю сейчас весну света по теням: дорога моя примята санями, правая сторона её – голубая тень, левая – ярко–серебряная. Сам же идёшь по санному углублению, и кажется тебе, что так можешь идти бесконечно.

3. Хартия, карта, картечь, картина, картон, картридж (в основе греч. chartes - «бумага, лист, свиток» -, возможно, через посредство других европейских языков).

Пункт, пунктир, пунктуальный, пунктуация, пункция (два варианта: лат. pungere – «колоть» или лат. punktum – «точка»).

Лук, излучина, лекало, лукавый, лукошко, разлука (исконное происхождение слова, содержится корень –ЛУК- // -ЛЯК- со значением «гнуться, сгибаться»).

4. Имя существительное не обозначает птицу во фразеологическом обороте – гол как сокол.

X блок. 9 класс

1. Докажите, что категории вида и времени связаны между собой.

2. Руководствуясь общим смыслом предложения, найдите подлежащее и подчеркните его.

3. Устраните ошибки, в каждом случае укажите их вид (орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая, фактическая).

Чадский рассказывает о том, как один помещик обминял своих слуг на трёх борзых собак которые ни раз спасали ему жизнь и честь.

Уже ни один космический корабль был вывиден на орбиту с человеком на борту.

4. Нарушает ли нормы современного русского языка детское словообразование - колесята?

5. Подберите как можно больше русских фразеологизмов, имеющих значение «абсолютно не нужен».

6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от этих существительных: ботинки, туфли, сапоги, чулки, носки, мандарины, помидоры, солдаты, глаза, сапожки, партизаны, очки, грамм, яблоня, свеча, яблоко, жабры.

7. Прочитайте текст.

Друг детства.

(1)Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. (2)Она бросила его ко мне на диван.

(3) - Погляди, какой тугой. (4)Живот толстый. (5)Ишь как выкатил! (6)Чем не груша?

(7)Я обрадовался. (8)Устроил Мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

(9)Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. (10)У него были разные глаза. (12)Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. (13)Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. (14)Он расставил ноги и выпятил живот, а обе лапы поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…

(15)Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. (16)Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(По В.Драгунскому.)

Напишите сочинение-размышление (отзыв, рецензию или эссе) по данному тексту (прокомментируйте отрывок из рассказа В.Драгунского: сформулируйте основную мысль текста и покажите, как, с помощью каких приёмов и языковых средств она раскрывается, приведите 2 – 3 примера из текста). Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

Время выполнения задания – два часа пятнадцать минут. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Ответы к X блоку. 9 класс

3. Чацкий – фактическая; обменял – орфографическая; запятая перед которые – пунктуационная; не раз – орфографическая; устранение ошибочной смысловой связи (место придаточного) – грамматическая.

4. Нормы современного словообразования нарушены. Колесо – неодушевлённое существительное, а с помощью суффикса –ят- образуются названия детёнышей от одушевлённых существительных: лев – львята, кот – котята, слон – слонята.

5.

6. Всё задание - 2 балла, каждая ошибка – минус 0,5 балла. Ботинок, туфель, сапог, чулок, носков (дополн. носок), мандаринов, помидоров, солдат, глаз, сапожек, партизан, очков, граммов, яблонь, свечей, яблок, жабер.

Критерии оценки сочинения задания № 7.

I. Содержание сочинения-рассуждения Баллы
1. Понимание содержания исходного текста
• Основные мысли исходного текста поняты верно и отражены без искажений. 2
• Содержание исходного текста воспринято поверхностно и отражено неточно. 1
• Основные мысли исходного текста не нашли отражения в сочинении (сочинение не на тему). 0
2. Правильность фактического материала
• Фактические ошибки отсутствуют. 1
• Имеются фактические ошибки. 0
3. Отражение позиции ученика.
• Позиция ученика выражена и аргументирована. 2
• Позиция ученика выражена, но не аргументирована. 1
• Позиция учеником или только заявлена («я согласен/ не согласен с автором»), или вообще никак не отражена. 0
4. Анализ исходного текста
• Характерные для исходного текста языковые средства (2-3) отмечены, объяснена их роль, приведены примеры. 2
• Характерные для исходного текста языковые средства отмечены, но не объяснена их роль или не приведены примеры. 1
• Характерные для исходного текста языковые средства не выявлены. 0
II. Речевое оформление сочинения-рассуждения
1. Композиционная стройность
• Работа учащегося отличается композиционной стройностью, логичностью, продуманной последовательностью изложения. 2
• В работе учащегося имеются нарушения логики и последовательности изложения. 1
• Изложение мыслей непоследовательное, хаотичное, связного текста нет. 0
2. Богатство речи
• Учащийся свободно владеет словарём, пользуется разнообразными грамматическими конструкциями, уместно использует выразительные средства языка. 2
• Речь учащегося несколько скованная и обеднённая, лишённая выразительности. 1
• Учащийся с трудом владеет речью: бедный словарь, примитивный синтаксис не позволяют ясно выразить мысль. 0
III. Грамотность
1. Орфографические ошибки
• нет 3
• 1 или 2 2
• 3 или 4 1
• более 4 0
2. Пунктуационные ошибки
• нет или 1 негрубая 3
• 1 – 2 2
• 3 – 4 1
• более 4 0
3. Грамматические ошибки
• нет 3
• 1 – 2 2
• 3 – 4 1
• более 4 0
4. Речевые недочёты
• нет или 1 3
• 2 –3 2
• 4 – 5 1
• более 5 0

Литература

I. Историко–литературный и теоретико–литературный блоки. 9 класс

1.1 Определить название произведения и его автора по отрывку:

1.2 Соотнести годы жизни и имена писателей:

1711 – 1765   В.А. Жуковский
1743 – 1816   Г.Р. Державин
1766 – 1826   Н.М. Карамзин
1783 – 1852   Н.В. Гоголь
1809 – 1852   М.В. Ломоносов

1.3 Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Басня». Привести пример произведения этого жанра.

1.4 Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры, составить словесный портрет персонажа из поэмы М.Ю Лермонтова «Мцыри».

Ответы к I блоку.

1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

2

1711 – 1765   М.В. Ломоносов
1743 – 1816   Г.Р. Державин
1766 – 1826   Н.М. Карамзин
1783 – 1852   В.А. Жуковский
1809 – 1852   Н.В. Гоголь

3. Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

II блок. 9 класс.

Написать сочинение, проанализировав стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). При желании вы можете использовать следующий план (полностью или частично).

Схема анализа лирического произведения

Выходные данные.

• Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.

• Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.

Структура образов и развитие конфликта.

• Тема и идея.

• Композиция.

• Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).

• Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека, его чувствами.

• Черты лирического героя.

Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

Основные особенности поэтического языка - тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения…).

Ритм, стихотворный размер, рифма.

Особенности интонации.

Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

III. Историко-литературный и теоретико-литературный блоки. 10 класс.

1.1 Определите название произведения и его автора по отрывку:

1.2 Соотнесите годы жизни и имена писателей:

1818 – 1883   А.Н. Островский
1821 – 1881   И.С. Тургенев
1823 – 1886   Н.С. Лесков
1826 – 1889   М. Е. Салтыков-Щедрин
1831 – 1895   Ф.М. Достоевский

1.3 Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Сказ». Привести пример произведения этого жанра.

1.4 Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры, составить словесный портрет персонажа из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по выбору учащегося).

Ответы к III блоку. 10 класс.

1.

2.

1818 – 1883   И.С. Тургенев
1821 – 1881   Ф.М. Достоевский
1823 – 1886   А.Н. Островский
1826 – 1889   М.Е. Салтыков-Щедрин
1831 – 1895   Н.С. Лесков

3. Сказ – способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой, устной речи (например, «Левша» Н.С. Лескова).

IV блок. 10 класс.

Написать сочинение, проанализировав стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» При желании вы можете использовать следующий план (полностью или частично). Схема анализа лирического произведения

  1. Выходные данные.
    • Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
    • Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
  2. Структура образов и развитие конфликта.
    • Тема и идея.
    • Композиция.
    • Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).
    • Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека, его чувствами.
    • Черты лирического героя.
  3. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).
  4. Основные особенности поэтического языка - тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения…).
  5. Ритм, стихотворный размер, рифма.
  6. Особенности интонации.
  7. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

V. Историко-литературный и теоретико-литературный блоки. 11 класс

1.1 Определите название произведения и его автора по отрывку:

1.2 Соотнесите годы жизни и имена писателей:

1860 – 1904   А.А. Ахматова
1868 – 1936   В.В. Маяковский
1870 – 1953   А.П. Чехов
1889 – 1966   М. Горький
1893 – 1930   И.А. Бунин

1.3 Составить статью для словаря литературоведческих терминов – «Ирония». Привести пример.

1.4 Используя изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры, составить словесный портрет персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (по выбору учащегося).

Ответы к V блоку. 11 класс.

1. А.П. Чехов «Вишнёвый сад».

М. Горький «На дне».

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

2.

1860 – 1904   А.П. Чехов
1868 – 1936   М. Горький
1870 – 1953   И.А. Бунина
1889 – 1966   А.А. Ахматова
1893 – 1930   В.В. Маяковский

3. Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. Например: «Откуда, умная, бредёшь ты, голова?»

VI блок. 11 класс.

Написать сочинение, проанализировав стихотворение А.А. Блока «О, я хочу безумно жить…» При желании вы можете использовать следующий план (полностью или частично).

Схема анализа лирического произведения

  1. Выходные данные.
    • Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
    • Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
  2. Структура образов и развитие конфликта.
    • Тема и идея.
    • Композиция.
    • Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).
    • Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесённость с жизнью человека, его чувствами.
    • Черты лирического героя.
  3. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).
  4. Основные особенности поэтического языка - тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения…).
  5. Ритм, стихотворный размер, рифма.
  6. Особенности интонации.
  7. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

VII блок.

9 класс.

Напишите сочинение на тему: «Идейно-художественное своеобразие произведения Е.И. Носова «Живое пламя».

10 класс

Напишите сочинение на тему: «Идейно-художественное своеобразие произведения А. Платонова «Неизвестный цветок».

11 класс

Напишите сочинение на тему: «Идейно-художественное своеобразие произведения Б. Екимова «Ночь исцеления».

VIII блок. 9 класс.

  1. В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? Вот что они написали: «Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?» «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался до своей родины». Как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?
  2. Проанализировав заключительный эпизод «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, покажите, чем это произведение напоминает народные сказки? В чем идейно-художественное своеобразие этого эпизода?
  3. Какое место в пушкинском творчестве занимает жанр дружеского послания? Покажите особенности этого жанра на примере послания «К Чаадаеву» ( 1818 ). Выразительно прочитайте стихотворение.
  4. Какова роль эпизода «Буран в степи» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Выразительно прочитайте этот эпизод.
  5. Выразительно прочитайте монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой…» из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Как этот монолог характеризует героя?
  6. Выразительно прочитайте эпизод «Бой с барсом» из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», объясните его композиционную роль.
  7. Выразительно прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды». В чем художественное своеобразие этого стихотворения?
  8. Выразительно прочитайте сцену метели из повести А.С.Пушкина «Метель». Подумайте, какую роль сыграл этот эпизод в жизни героев.
  9. Выразительно прочитайте начало повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия?
  10. Выразительно прочитайте сцену вранья. Как эта сцена характеризует Хлестакова?
  11. Выразительно прочитайте монолог Репетилова из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Зачем введен в комедию Репетилов? Как вы понимаете этот образ?
  12. Выразительно прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Какие чувства и мысли лирического героя переданы в нем?
  13. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Какие чувства несет в себе ключевой образ этого стихотворения?
  14. Выразительно прочитайте описание утра из 11 главы поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Каковы особенности данного пейзажа? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
  15. Почему пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники ( на примере 3 – 4 персонажей )? Прочитайте выразительно.

IX блок. 10 класс.

  1. Проанализировав заключительный эпизод «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, покажите, чем это произведение напоминает народные сказки? В чем идейно-художественное своеобразие этого эпизода?
  2. Выразительно прочитайте сцену дуэли Базарова и Павла Петровича Кирсанова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Как эта сцена характеризует героев?
  3. Выразительно прочитайте монолог Хлестакова ( д.2, явл. 7 ) из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Как ремарки и речь героев характеризуют их?
  4. Выразительно прочитайте стихотворение И.С.Тургенева «В дороге». Какие ведущие мотивы творчества писателя определились в этом стихотворении?
  5. Каким предстает лирический герой в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды»? Выразительно прочитайте стихотворение.
  6. Выразительно прочитайте отрывок из эпилога романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Какова роль финала?
  7. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…». К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение - пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы.
  8. Выразительно прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Еще земли печален вид…». Как влияет природа на настроение, мысли и чувства лирического героя?
  9. Почему пьеса Н.В.Гоголя «Ревизор» завершается «немой сценой»? О чем, по вашему мнению, думают ее участники (на примере 3 – 4 персонажей)? Прочитайте выразительно.
  10. Выразительно прочитайте монолог Феклуши из пьесы Островского «Гроза». Как речь героини характеризует ее? Почему этот персонаж оказался необходимым автору?
  11. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Какие чувства несет в себе ключевой образ этого стихотворения?
  12. Выразительно прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». Какие мысли и чувства выражены в этом произведении?
  13. Выразительно прочитайте монолог Кабановой из пьесы Островского «Гроза» (д.2, явл.6). Выразите свое отношение к нравственным принципам героини.
  14. Выразительно прочитайте отрывок из 6 главы. Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
  15. Выразительно прочитайте отрывок из дневника Печорина (по выбору учителя). Проанализируйте дневниковую запись Печорина. Как в ней раскрывается внутренний мир героя?

X блок. 11 класс.

  1. Какую тему поднимает А. Твардовский в финале главы «Бой в болоте» (поэма «Василий Теркин)? Поразмышляйте о важности этой темы в жизни.
  2. Проанализируйте символику эпизода прощания Гагина и Аси после первой встречи. Выразительно прочитайте эпизод из повести Тургенева.
  3. Проанализировав эпизод (по выбору учителя) из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон», покажите, как с помощью речи героев определяется их характер. Выразительно прочитайте эпизод.
  4. Выразительно прочитайте стихотворение И.Бунина «Родина». Какой предстает природа в этом стихотворении? Раскрывает ли описание природы внутреннее состояние лирического героя?
  5. Действие 3 акта пьесы М. Горького «На дне» вынесено за пределы ночлежки. С какой целью драматург меняет место действия? Насколько значима «перемена декораций».
  6. Выразительно прочитайте стихотворение А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…». Каким вы представляете себе женский образ, созданный поэтом в этом стихотворении?
  7. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Какие чувства несет в себе ключевой образ этого стихотворения?
  8. Выразительно прочитайте отрывок из 6 главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов?
  9. Выразительно прочитайте отрывок (описание Петербурга) из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Какова роль городского пейзажа в формировании преступного замысла Раскольникова?
  10. Выразительно прочитайте монолог Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Каким предстает Раскольников в этом монологе?
  11. Выразительно прочитайте стихотворение Рубцова «Ночь на родине». Как менялись ваши чувства от начала к концу стихотворения?
  12. Выразительно прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». О чем рассказало князю Андрею небо Аустерлица?
  13. Выразительно прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…». Как влияет природа на настроение, мысли и чувства лирического героя?
  14. Прочитайте последние строки стихотворения В. Маяковского «Послушайте!». Как вы понимаете эти слова? В чем их смысл?
  15. Выразительно прочитайте монолог Феклуши из пьесы Островского «Гроза». Как речь героини характеризует ее? Почему этот персонаж оказался необходимым автору?
  16. Выразительно прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Какие чувства и мысли лирического героя переданы в нем?