ХОР

Добавь свой голос

История Ленинградской области

Инфотека

Инструменты
Персональный раздел

Трёхсотлетняя история Новой Ладоги

Admin
11/3/2005 00:00:00
Автор: Доцент кафедра истории и социальных наук ЛОИРО Морозов С.А.

Новой Ладоге, городу, сыгравшему значимую роль в российской истории, в 2004 году исполнилось 300 лет. Точная дата основания города не известна, но вместе с тем, доктором исторических наук П.А.Кротовым на основании походных журналов, писем царя и данных «Гистории Свейской войны», впервые удалось определить временные рамки, в которые был издан указ Петра I об основании Новой Ладоги – между 15 и 20 сентября 1704 года.

Осенью 1704 года по воле Петра I в устье Волхова начинается строительство города. Строительство было предпринято с целью исключения бурного Ладожского озера на пути следования судов. Интерес Петра I к выбору места понятен: в условиях продолжающейся Северной войны Россия должна была стремительно развивать флот, а устья рек - удобное место для строительства судов. Так уже заработали верфи в Сясьском устье и на Свири. Третьей верфью петровской эпохи в бассейне Ладожского озера стала Новоладожская. За первую четверть XVIII века - период активного функционирования верфи на ней построили около 160 судов разных типов, но славу ее составили два пятидесятипушечных фрегата - «Рига» и «Выборг», спущенные на воду почти одновременно в 1710 году и ставшие первыми линейными кораблями Балтийского флота. Для оснащения судов при верфи построили якорную мастерскую, которая выполняла государственные адмиралтейские заказы.

Важнейшей страницей ладожской истории стало строительство обводных каналов - Староладожского (предыдущие названия канал императора Петра Великого, Петровский, Старый); годы постройки 1718-1731 и Новоладожского (канал императора Александра II; Александровский, Новый) годы постройки 1861-1866 г.г.

Петр I, присутствовавший на открытии строительных работ, по легенде, вывез самолично три первые тачки земли. Первый этап строительства канала связан с личностями А.Меншикова и Г.Скорнякова-Писарева. Ключевой же фигурой строительства сначала 1724 года выступает Б.Х. фон Миних – автор и исполнитель всей сложной гидротехники канала. Весь канал представляет собой целый комплекс гидротехнических сооружений, состоящий из системы шлюзов, резервных прудов, а также мостов с шандорными устройствами, которые позволяли регулировать уровень воды в канале. За сохранностью и эксплуатацией наземных сооружений канала следили роты Ладожского канального батальона. Проводка судов осуществлялась с помощью конной тяги, значительно реже использовался труд бурлаков. Новоладожский (императора Александра II) канал построен ввиду того, что Староладожский канал в XIX веке уже не справлялся с колоссальной транспортной нагрузкой, возложенной на него. Новый канал, проложенный также по южному берегу Ладожского озера идет практически, параллельно Старому, но ближе к озеру. Подпитываясь озерной водой через протоки, он имеет один с озером уровень воды, потому является безшлюзовым и более удобным в эксплуатации. Новый канал был открыт 1 сентября 1866 года. Император Александр II лично открыл движение по каналу на большом, синем, с золотым ободом по борту катере, по ходатайству купечества он дал согласие назвать новый водный путь своим именем. Таким образом, ладожская система обводных каналов стала уникальным опытом для отечественного каналостроения.

Новая Ладога традиционно служила местом расположения различных полков. С 1764 г. по 1768 г. здесь квартировал Суздальский пехотный полк под командованием Александра Васильевича Суворова, тогда 34-летнего полковника. Для своего расположения полк выбрал южную окраину города - Староладожскую слободу, которая постепенно преобразилась благодаря постройке в ее черте казарм, Дома офицерского собрания (по мнению историков, первого в России Дома офицеров), полкового штаба, лазарета, разбитого рядом сада, полкового плаца. Осенью 1765 года был освящен полковой храм во имя святых Петра и Павла, построенный суздальцами.

История распорядилась так, что Новая Ладога сразу родилась городом, а вот статус уездного центра она приобрела в 1773 году. Новоладожский уезд был одним из крупнейших уездов Петербургской губернии, занимая по территории третье место, он включал в себя территории, занимаемые сегодня Волховским и Кировскими районами, а также значительную часть сегодняшних Тихвинского и Киришского районов.

В 1781 году Новая Ладога получила пожалованный Екатериной II герб. На нем в окружении двух рогов изобилия изображена голубая лента канала - символика, легко прочитывающаяся и сегодня. Канал - основа городской экономики, рога изобилия - символ торговли, процветания, купеческого благосостояния. Действительно, внутригородская экономика XVIII-XIX начала XX века производна от использования системы ладожских обводных каналов и ресурсов Ладожского озера. Это, в первую очередь, торговля, проводка судов и грузов, содержание лошадей, рыбодобыча.

В 1786 году в городе открывается малое народное училище, преобразованное в 1828 году в уездное с приходским классом, а затем в 1877 году училище было преобразовано в городское 3-х классное для мальчиков. Женское 2-х классное городское училище было создано в том же 1877 году, а в 1889 году так же была открыта церковно-приходская школа, которая содержалась на средства епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы.

Транспортное значение Ладожских каналов изменилось в начале XX века, когда в 1904 году закончилось строительство железной дороги, связавшей Санкт-Петербург через Волхов с Череповцом и Вологдой. Однако незначительная эксплуатация Староладожского канала продолжалась до 1940 года, Новоладожский по-прежнему используется для местного судоходства.

Особую роль довелось сыграть Новой Ладоге в годы Великой Отечественной войны, здесь располагались штаб, службы и база Ладожской Военной Флотилии. В начале сентября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение об организации водного пути из Новой Ладоги в Осиновец - Кокорево по Ладожскому озеру, для перевозок всех видов снабжения осажденному городу и эвакуации ленинградцев. Перевозки были поручены морякам Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства.

С первых дней войны население Новой Ладоги оказывало значительную помощь морякам флотилии и пароходства, в городе были созданы судоремонтные мастерские, ладожане освободили много помещений для размещения служб и личного состава флотилии, горожане самоотверженно трудились в мастерских, госпиталях, столовых. Через Новую Ладогу каждый день проходили три-четыре тысячи, а в некоторые дни до десяти тысяч эвакуированных ленинградцев. Пристань, которая служила отправной точкой водной дороги, находилась на так называемом Носке, у выхода Новоладожского канала в реку Волхов, напротив памятника строителям этого канала. Она оставалась единственной артерией, связывавшей Ленинград с Большой Землей до установления ледостава на Ладоге и организации на озере ледовой дороги от Кобоны до Осиновца.

Моряки проявляли исключительный героизм, под постоянными ударами вражеской авиации, обеспечивая водные перевозки из Новой Ладоги осенью 1941 г., а затем в навигациях 1942 и 1943 г.г.

В честь и память героев, спасавших Ленинград и ленинградцев в годы блокады, в Новой Ладоге в 1985 году воздвигнут мемориал - на вечной стоянке установлены тральщик «ТЩ-100» и буксирный пароход «Харьков».

В Новой Ладоге бережно относятся к истории родного края и чтут память выдающихся личностей, связанных с жизнью города. В 1987 году открылся Новоладожский историко-краеведческий музей, современная экспозиция которого рассказывает о ладожских обводных каналах, судоверфи, быте, ремеслах и жизни жителей года. В музее создан зал «А.В.Суворов в Новой Ладоге», в котором представлены ценные экспонаты: портрет великого полководца кисти художника Н.И.Подключникова, орденские ленты, лядунки, шапки-гренадёрки, пороховницы. В честь генералиссимуса названа улица и установлены два бюста перед домом офицерского собрания и на месте дома, где он жил.

В музее собраны и представлены материалы, рассказывающие о подвиге моряков на ладожской земле, собраны личные вещи Виктора Сергеевича Черокова – командующего Ладожской военной флотилией. Вице-адмиралу В.С.Черокову присвоено звание Почётного гражданина Новой Ладоги, в 1977 году на доме, в котором жил В.С.Чероков в военные годы, установлена мемориальная доска.

Сегодня Новая Ладога - самостоятельное муниципальное образование в составе Ленинградской области, здесь проживает чуть более 10 тысяч человек. Образовательно-культурная сфера представлена двумя средними школами, домом культуры, детскими садиками: «Сказка» и «Теремок»; Центром творчества юных, музыкальной и художественной школами, библиотеками, шахматным клубом «Ладога», Центром детско-юношеского туризма, историко-краеведческим музеем.

Выдающийся шахматист, революционер, историк Александр Федорович Ильин-Женевский был смертельно ранен 3 сентября 1941 года в Новой Ладоге при бомбежке. А.Ф. Ильин-Женевский многое сделал для распространения и пропаганды игры в шахматы в нашей стране, являлся главным организатором шахматных соревнований, среди которых первая Всероссийская шахматная олимпиада, вел шахматные отделы в журналах и газетах. Ильин-Женевский завоевал звание чемпиона Женевы в 1914 году, двухкратный чемпион Ленинграда (1926, 1929 г.г.), победитель чемпионата Профсоюзов СССР в 1927 году. А.Ф. Ильин-Женевский вместе с супругой Т.А. Ильиной-Женевской похоронены на мемориальном братском кладбище, где в 1978 году установлен обелиск. Шахматным клубом «Ладога», начиная с 1988 года ежегодно, проводятся мемориалы А.Ф. Ильина-Женевского. В ноябре 2004 года проведен мемориал, посвященный 110-летию со дня рождения замечательного мастера шахмат.

В честь и память основателя города Петра I в год 300-летия, в Новой Ладоге, на берегу Староладожского – Петровского канала установлен бюст Петра Великого.

Источники:

  1. Три века Новой Ладоги. //История Петербурга, 2004. № 4 (20). С.47-52.
  2. Марков К. Новая Ладога, уездный город Санкт-Петербургской губернии в современном его состоянии. СПб.: - Остров. 1891. С.19.
  3. Ленинградская область: Исторический очерк. Сост. В.А.Ежов. – Л.: Лениздат. 1986. С.244-245.
  4. Книга Памяти. Российская Федерация. Ленинградская область. Том 1. 1941-1945. СПб.: Вести. 1995. С.109.